ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Волкова Т.В., Кутепова С.В. Профилактика и коррекция трудностей формирования и развития математических навыков у дошкольников и младших школьников

Аннотация

Статья посвящена вопросу формирования элементарных математических представлений дошкольников, профилактике и коррекции трудностей в изучении математики у младших школьников с опорой на исследования и практические рекомендации ведущих специалистов в области психофизиологии и математических наук. Выделены основные принципы формирования математических навыков и основные области математического развития у дошкольников. Даны примеры игр и занятий, направленных на формирование и развитие математических представлений у старших дошкольников и младших школьников. Подчеркивается важность знаний педагогом психофизиологических закономерностей развития ребенка при решении педагогических задач. Актуализируется вопрос диагностики факторов риска на этапе предшкольного образования.

Выделены основные трудности, которые могут возникнуть у младших школьников при изучении математики, при освоении математических понятий и способы преодоления данных трудностей. В статье дано описание причин возникновения трудностей при изучении математики у младших школьников (в частности, дано описание признаков такого расстройства как дискалькулия) и педагогические технологии по развитию математические навыков. Выделены основные принципы формирования математических навыков у младших школьников, основные области математического развития младших школьников. Даны рекомендации по организации математических занятий.

Представлен практический опыт работы ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А. С. Грибоедова» по профилактике и коррекции трудностей формирования и развития математических навыков у дошкольников и младших школьников. Описаны трудности обучения, относящиеся к несформированности математических представлений, наиболее частые трудности, возникающие у детей, при выполнении математических заданий в начальных классах. Представлены педагогические технологии решения проблем недостаточной сформированности математических представлений и навыков у детей, примеры дополнительных занятий для тренировки и улучшения математических навыков, в том числе с применением цифровых технологий.

Подчеркивается важность диагностики детей на предмет выявления уровня сформированности математических представлений. Приведен наглядный пример учета в педагогической практике различий российской и зарубежной методик преподавания математики в ситуации, когда ранее ученик обучался по зарубежной методике, затем перешел на российскую. Описывается опыт междисциплинарного взаимодействия педагогов с целью формирования математических представлений у ребенка и в ситуациях, когда у ребенка имеются пробелы в знаниях. Также даны рекомендации родителям в случае выявления у ребёнка трудностей в изучении математики. Приведены примеры взаимодействия педагогов дошкольного и школьного уровней по профилактике возможных трудностей в изучении ребенком математики в школе. Выделены основные факторы развития устойчивых математических навыков у ребёнка, соблюдение которых педагогами и родителями будет способствовать успешному изучению математики ребенком в школе.

Список литературы
  1. Безруких М.М. Как наблюдать за развитием ребенка. — М.: Луч, 2018.
  2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. — М.: Bookscriptor, 2016.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Байдина В.А., Чигиринская Ю.В., Рязанова А.В. Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста как способ раннего выявления рисков дезадаптации // Новые исследования, 2012. — №1 (30). — С. 145–157.
  4. Бененсон Е.П. Математика для малышей / Е.П. Бененсон, Е.В. Вольнова. — М.: Просвещение, 2009. — 234 c.
  5. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 — 372 с.
  6. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  7. Венгер Л.А. Восприятие и обучение: (дошкольный возраст) / Л. А. Венгер; Академия педагогических наук СССР. — М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
  8. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. — М.: Знание, 1994. — 192 с.
  9. Волкова Т.В. Современная образовательная среда ДОО. Российская и зарубежная практика. — М.: Сфера, 2020. — 112 с.
  10. Волкова Т.В., Калабушкина С.В. Формирование навыка письма и организация работы с детьми, имеющими трудности при обучении письму // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. — 2024. — №1. — С. 2–16.
  11. Волкова Т.В., Калабушкина С.В. Учёт особенностей развития детей-билингвов и социально-инклюзивный подход в профессиональной деятельности педагога // Современное дошкольное образование. Теория и практика. Электронный журнал. — 2022. — №6. — С. 2–11.
  12. Волкова Т.В., Калабушкина С.В., Мансарлийская Л.Ф. Трудности и возможности взаимодействия педагогов дошкольной ступени со школой в едином образовательном комплексе. На примере опыта школ Москвы // Современное дошкольное образование. Теория и практика. Электронный журнал. — 2021. — №17. https://sdo-journal.ru/journalpril/volkova-tv-kalabushkina-sv-mansarlijskaya-lf-trudnosti-i-vozmozhnosti-vzaimodejstviya-pedagogov-doshkolnoj-stupeni-so-shkoloj-v-edinom-obrazovatelnom-komplekse-na-primere-opyta-shkol-moskvy.html
  13. Волкова Т.В., Мансарлийская Л.Ф. Партнерское взаимодействие педагогов как залог успешной преемственности дошкольной и школьной ступеней образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. Электронный журнал. — 2021. — № 4. https://sdo-journal.ru/journalpril/volkovamasarliyaskaya.html
  14. Выготский Л.С. История высших психических функций // Собрание сочинений. Т.3. — М., 1983.
  15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, 2008.
  16. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2000.
  17. Зайцева Н.Ю., Захарова Т.В., Качурина Т.В. Формирование предметных компетенций у младших школьников на уроках математики // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2017. — № 6-2. — С. 237–245;
  18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003.
  19. Не спешите отдавать детей в школу. 26 октября 2016. Интервью с М.М. Безруких // Корпорация «Российский учебник» [Электронный ресурс] https://rosuchebnik.ru/material/maryana-bezrukikh-ne-speshite-otdavat-detey-v-shkolu/?fbclid=IwAR0s9xyQKABk-dAoQBQIm3lNI6eM0g3ViEhkWhMd2UldYzLlNuqleIDxVhM_aem_AUwh9jeT3kvH_REnv1Wm3IcVNZgYKF6WaFiTODK03kF234J9NJjjrTC5VqMp7OhYAcU
  20. Нужны ли педагогу знания по возрастной физиологии? / Интервью с М.М. Безруких // «Вести образования», 2019 [Электронный ресурс] https://vogazeta.ru/articles/2019/3/28/teacher/6831-nuzhny_li_pedagogu_znaniya_po_vozrastnoy_fiziologii
  21. Педагогическая физиология: учебное пособие / Под ред. М.М. Безруких. — М.: Форум, 2013.
  22. Прекратите предъявлять детям неадекватные требования. 15.06.2017. Интервью с М.М. Безруких // Проект «Порталы и сайты образовательных организаций» https://eduface.ru/advised_read/prekratite_predyavlyat__detyam_neadekvatnye_trebovaniya
  23. Рысина Н.Н., Грибанов А.В. Понятие о дискалькулии: психофизиологические аспекты развития: Обзор [Электронный ресурс] // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2011. № 1. С. 77–88.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

формирование элементарных математических представлений, профилактика трудностей обучения, коррекция трудностей в изучении математики, дискалькулия, профессиональная компетентность педагога, психофизиологические особенности ребенка, преемственность