ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Волкова Т.В., Мансарлийская Л.Ф. Эффективная коммуникация ДОО с семьёй в новых социально-образовательных условиях с учетом развития дистанционных технологий в системе дошкольного образования

Полный текст

Волкова Татьяна Валерьевна – научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (Москва, Россия)

Мансарлийская Людмила Федоровна – старший методист ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» (Москва, Россия)

Статья посвящена одному из актуальных вопросов современного дошкольного образования – эффективной коммуникации ДОО с семьёй в новых социально-образовательных условиях с учетом развития дистанционных технологий в системе дошкольного образования. Описаны основные направления и правила построения сотрудничества ДОО и семьи, рассмотрены трудности, с которыми может столкнуться педагог работе с родителями. Обусловлена важность продуктивного взаимодействия педагогов с семьей воспитанников как в традиционном формате общения, так и с применением цифровых технологий. В статье рассматривается вопрос применения дистанционных технологий в дошкольной образовательной деятельности без потери качества образования. Описан практический опыт педагогического коллектив дошкольных групп ГБОУ г. Москвы «Школа №1529 им.А.С.Грибоедова» в рамках применения дистанционных форм взаимодействия с семьей. Представлены результаты анализа удовлетворенности родителей работы ДОО, подтверждающие, что одним из ключевых условий качества дошкольного образования является грамотно выстроенное сотрудничество с родителями, как в реальном, как и в виртуальном формате. Обозначается необходимость систематического развития профессиональных компетенций педагогов как залог эффективной деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: коммуникация ДОО и семьи, работа с родителями, новые социально-
образовательные условия, дистанционные формы взаимодействия, дошкольная
образовательная организация, дошкольная образовательная деятельность, цифровые
технологии, профессиональные компетенции педагога, качество дошкольного образования.

Работа ДОО с родителями

В организации органичной образовательной среды первостепенную роль играет работа с родителями, успешное и продуктивное взаимодействие ДОО с семьями с воспитанников.

По мнению профессора, доктора педагогических наук, основателя и директора Института исследований и развития в сфере дошкольного образования «PadQUIS» (Германия), одного из разработчиков системы оценки качества дошкольных учреждений в Германии В. Титце, высокий уровень качества в ДОО дает возможность положительно влиять и на развитие родительской компетентности. В совместной работе с семьями важно отказаться от ориентации на недостатки семьи, нужно сформировать уважительное, заинтересованное отношение к личным и жизненным компетенциям и мотивации родителей. На базе этого можно построить диалог на равных и добиться совместной поддержки образования и развития ребенка. В ДОО мы встречаем детей и семьи, находящиеся в разных жизненных ситуациях, и с очень разнородными индивидуальными исходными ситуациями и потребностями.

Семья и ДОО – два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития дошкольников необходимо их взаимодействие. Гармоничное развитие детей без активного участия их родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Также семья влияет на ценностные ориентации, мировоззрение дошкольника в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Именно родители, их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Однако не все возможности семейного воспитания реализуются в полной мере. Образовательная организация призвана обеспечить единство педагогов и родителей, обязана помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал, успешно адаптироваться к особенностям новой для детей социально-деятельностной ситуации в пространстве ДОО и организовать психолого-просветительское и методическое сопровождение семей.

На успешность взаимодействия семей воспитанников и ДОО влияет ряд факторов, прежде всего ожидания родителей и педагогов, а также то, насколько они едины и последовательны в процессе воспитания и обучения детей.

В условиях преобразования общества в целом и системы образования в частности работа с семьями воспитанников приобретает новое содержание. Взаимодействие педагогов с родителями должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, социальной сферы для гармоничного развития личности ребенка. Огромное значение в работе с членами семей дошкольников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества, желание и умение педагогического коллектива пробудить мотивацию у родителей к продуктивному взаимодействию с детским садом и участию в воспитательно-образовательном процессе на благо детей.

Основные направления сотрудничества ДОО и семьи

Взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

  • просвещение по вопросам психологии и педагогики;
  • формирование у родителей представлений о своей принадлежности к образовательно-воспитательному пространству;
  • привлечение родителей к участию в деятельности дошкольной организации, к проведению познавательно-развивающей деятельности совместно детьми и педагогами (тематические дни, конкурсы, ярмарки, календарные праздники, соревнования и т.д.);
  • психолого-педагогическая диагностика;
  • социально-коррекционная работа;
  • гармонизация родительски-детских отношений.

Правила построения эффективной коммуникации педагогов с родителями

  • Проинформируйте заранее родителей о правилах и нормах коммуникации, в рамках деятельности. ДОО. При первом знакомстве важно сделает акцент на сотрудничестве и уважительном отношении друг к другу в решении как педагогических задач, так и в решении вопросов, касающихся личностного социального взаимодействия.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, лучше договоритесь о проведении встречи для беседы заранее или переносите на удобное для вас и родителей время.
  • Соблюдайте этику коммуникации, разговаривайте с родителями спокойным тоном, не нужно поучать в случае проблемной ситуации, это вызывает раздражение и негативную реакцию.
  • Терпеливо выслушайте родителей, давайте им возможность высказываться по всем наболевшим и интересующим их вопросам.
  • Не спешите с выводами. Обдумайте хорошо то, что вы услышите от родителей.
  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием общественности. Важно соблюдать профессиональную этику, следуя общечеловеческим ценностям и культуре поведения.
  • Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то из специалистов, то следует предупредить об этом родителей заранее.
  • Готовясь к встрече с членами семьи воспитанника, нужно помнить, что любой родитель хочет услышать хорошее о cвоем ребенке, что послужит мотивацией к дальнейшему продуктивному взаимодействию и в решении каких-либо проблемных ситуаций в том числе.
  • Важно, чтобы встреча с семьей завершалась конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
  • Если вы не компетентны в каком-то вопросе, принесите свои извинения родителям и предложите им обратиться за консультацией к другим специалистам.
  • Если родители принимают активное участие в жизни ДОО, важно, чтобы их усилия отмечались педагогом и администрацией.
  • Помните, родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. Но и педагогам важно обозначать свои личные и профессиональнее границы, которые родители не должны переходить.

Трудности, с которыми может столкнуться воспитатель в реализации взаимодействия с семьей

  • Родители очень заняты, у них нет времени на знакомство с образовательной программой.
  • У родителей нет желания интересоваться тем, что происходит с ребенком в саду, главное, чтобы он не болел, был накормлен и его там не обижали.
  • Каждый родитель хочет подробней узнать о том, как ребенок провел день, времени на всех не хватает.
  • Есть родители со сложным характером, завышенными ожиданиями и другими личностными особенностями. Очень сложно найти подход к каждому и вовлечь всех в равной степени.
  • Родители несерьезно относятся к рекомендациям и советам педагога по поводу развития и образования ребенка.
  • Ситуации и проблемы с детьми очень разнообразны, часто очень трудно дать дей­ствительно хороший совет.
  • Родители не доверяют педагогам и стремятся излишне контролировать все, что происходит в саду.
  • Обеспечение безопасности и здоровья в цифровом мире.

Деятельность педагога в системе дистанционного обучения

Одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в области применения инновационных методик преподавания в системе как школьного, так и дошкольного образования является вопрос применения дистанционных образовательных технологий.

Задачей дошкольной образовательной организации и педагогического коллектива является грамотное выстраивание процесса применения дистанционных образовательных технологий в организации дошкольной образовательной деятельности без потери качества образования, с учётом индивидуальных возможностей детей и грамотного взаимодействия с семьёй.

Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный воспитатель, но и человек, знающий образовательный сегмент интернета, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения. Безусловно, и в новой образовательной ситуации компьютер и компьютерные технологии – всего лишь посредники, а главными героями всё так же являются ребенок, педагог и родители.

Педагогу важно осознавать себя создателем собственных ресурсов. «В современном мире умение критически осмысливать, анализировать свою профессиональную деятельность выходит на первый план, при этом важно не только критически взглянуть на образовательные процессы и образовательные ситуации, но и умение разрабатывать различные альтернативные действия», – отмечает профессор В. Титце.

Применение дистанционных образовательных технологий в организации дошкольной образовательной деятельности регламентируется нормативно-законодательной базой

  • Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (статья 13 и статья 108).
  • Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая, в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.

Санитарно-эпидемиологические правила и требования, регулирующие применение дистанционных образовательных технологий в организации дошкольной образовательной деятельности

  • СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» – действуют с 1 января 2021 года.
  • СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» – действуют с 1 января 2021 года.
  • СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» – действуют с 28 марта 2021 года (стр.377 – продолжительность использования ЭСО).

«Дневник дошкольника». Из опыта практической работы ГБОУ «Школа №1529 им. А.С. Грибоедова» (Москва)

Потребность в дистанционной форме образования возросла в период самоизоляции, карантина в период весны-лета 2020 года (В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), когда у дошкольников отсутствовала возможность посещать детский сад. Педагогический коллектив дошкольных групп ГБОУ г. Москвы «Школа №1529 им. А.С. Грибоедова» разработал «Дневник дошкольника», который помогает выстроить индивидуальную работу с детьми и их родителями в режиме дистанционного формата организации дошкольной образовательной деятельности. Воспитанники подготовительных к школе групп вместе с педагогами встречались в виртуальном «классе» на интерактивной образовательной платформе. Помимо онлайн-занятий воспитатели присылали родителям видео занятий, мастер-классов, тематические презентации.

«Дневник» включает:

  • проведение собраний педагогического коллектива на интернет-платформе Zoom для проведения онлайн-занятий и конференций, обсуждение и выстраивание образовательного процесса и взаимодействия с семьями воспитанников в формате дистанционного образования;
  • индивидуальные консультации педагогов ДОО для родителей детей;
  • создание класса на интернет-платформе Zoom (проведение онлайн-занятий – два раза в неделю с детьми 5–7 лет по 20 минут)
  • создание аудиозаписи «сказок воспитателя» – педагог записывает и пересылает ее родителям детей; это оказывает благоприятное психологическое воздействие на ребенка;
  • создание аудио занятий в форме презентации или видеоролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает о теме занятия, проводит физкультминутку, дает задание;
  • работа воспитателей с детьми над проектами (составление рекомендаций для родителей) по темам: «Мой огород на окне», «Космос», «Перелетные птицы» в течение недели или двух. Из присланных родителями детских рисунков, фотографий по результатам выполненных проектов педагогами оформлялись видеоколлажи и видеоролики;
  • создание визуальных мастер-классов по определенной теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий ребенка дома по пластилинографии, изобразительной деятельности, для проведения опытов;
  • создание педагогами тематических и мотивирующих видеороликов на YouTube (например, «Спорт – это МЫ») с участием самих педагогов для детей;
  • подбор для родителей интернет-ресурсов (интерактивные экскурсии по музеям города, просмотр детских онлайн-спектаклей, знакомство семей с образовательным интернет-ресурсом города Москвы «Мои достижения».

Анализ удовлетворенности родителей

В дошкольном отделении ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» существует многолетняя практика анкетирования родителей в конце учебного года. Анкета, разработанная специалистами ГБОУ «Школа №1529 им. А.С. Грибоедова» позволяет выявить недочеты в образовательной деятельности детского сада. Одна из задач анкетирования родителей в конце учебного года – изучить степень их удовлетворенности работой ДОО. Такое анкетирование позволяет выявить, насколько реальное положение дел в дошкольной организации совпадает с ожиданиями и возможностями родителей.

По итогам 2019–2020 учебного года с учетом активного применения в дистанционных технологий в дошкольных группах (апрель–июнь 2020) был проведен также анализ удовлетворенности родителей качеством образовательных результатов детей и в целом качест­вом взаимодействия ДОО с семьёй в новых социально-образовательных условиях.

Результаты анализа анкетирования

Результаты анализа анкет выявили важность для родителей взаимодействия с педагогами, будь то общение в стенах дошкольной образовательной организации или посредством цифровых сервисов. Грамотно выстроенное сотрудничество с родителями, как в реальном, как и в виртуальном формате является условием качества дошкольного образования.

Развитие профессиональных компетенций педагогов и качество работы ДОО

В настоящее время деятельность воспитателей российских детских садов регулируют два основных документа: профессиональный стандарт «Педагог» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). ФГОС регулирует деятельность образовательной организации в целом, а профессиональный стандарт работу педагогических кадров.

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования регламентирует требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя, содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и его компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

Новые образовательные условия, инновационные технологии, тенденции развития современного общества и системы образования призывают педагогов дошкольного образования соответствовать вызовам времени, систематически повышать свою профессиональную компетентность.

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность педагога – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

В условиях современных тенденций в образовании, когда во главу угла ставятся принципы гуманной педагогики, толерантность и инклюзивный подход, педагогам важно обладать метапредметными навыками, способностью к решению нескольких задач, уметь реализовать междисциплинарный подход в работе с детьми. Для этого педагогу необходимо систематическое обучение и развитие своих компетенций. Для формирования высокого уровня профессиональной компетентности педагогу необходимо регулярное повышение уровня профессиональной квалификации, стремиться развиваться в соответствии с концепцией непрерывного образования (lifelong learning) – обучения на протяжении всей жизни.

Работа педагога-дошкольника многозадачная, эмоционально перегруженная и гиперответственная, требующая максимальной включенности в ребенка, а значит, высоких морально-нравственных качеств и таких же высоких профессиональных. В. Титце подчеркивает «Для обеспечения высокого уровня качества образования нам нужны педагоги с самой качественной профессиональной подготовкой, которые уважают индивидуальность и уникальность каждого ребенка, хорошие общие условия, которые должны быть обеспечены со стороны государства и учредителей ДОО, а также инструменты для оценки качества и инструменты для развития качества. Крайне важно не только проводить оценку качества, например, с каким-то определенным интервалом, но и заниматься развитием качества на постоянной основе».

Высокий уровень качества работы ДОО, привлечение родителей к деятельности детского сада способствуют развитию родительских компетенций, гармонизации родительско-детских отношений. Исследования показывают, что разница в уровне развития детей в зависимости от качества дошкольного образования может быть очень большой. Развитие и обеспечение качества образования в ДОО – постоянный, цикличный процесс, который никогда не прекращается. По мнению В. Титце, очень важно, чтобы все участники образовательного процесса не переставали ставить вопросы, искать ресурсы для повышения качества и оптимизации своей деятельности, высказывали свою критическую оценку.

Литература

  1. Волкова Т.В. Современная образовательная среда ДОО. Российская и зарубежная практика. – М.: Сфера, 2020. – 112 с. (Управление детским садом.)
  2. Волкова Т.В., Мансарлийская Л.Ф. Оценка качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Сфера, 2020. – 112 с.
  3. Волкова Т.В., Червова А.С. Семейный детский сад в системе государственного дошкольного воспитания и образования: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М.: Обруч, 2011. – 256 c. ISBN: 978-5-904810-08-5;
  4. Волкова Т.В., Червова А.С. Семейный детский сад. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс», 2011. – 208 c. ISBN: 978-5-8112-4257-3
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
  6. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. – СПб., 2003.
  7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544нот 5 августа 2016 г. № 422н
  8. Российской системе дошкольного образования необходим качественный трудовой ресурс / Интервью с Т.В. Волковой // Образовательный портал «Педсовет», 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.org/beta/article/rossijskoj-sisteme-doskolnogo-obrazovania-neobhodim-kacestvennyj-trudovoj-resurs.
  9. Титце В. Развитие и обеспечение качества образования в дошкольных образовательных организациях – это постоянный, цикличный процесс // Современное дошкольное образование. – 2018. – №3.
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
  12. Шиян О.А., Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л., Логинова Л.В. и др. Современный детский сад. Каким он должен быть. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.