Волкова Татьяна Валерьевна – научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (Москва, Россия)
Мансарлийская Людмила Федоровна – старший методист ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» (Москва, Россия)
Статья посвящена одному из актуальных вопросов современного дошкольного образования – эффективной коммуникации ДОО с семьёй в новых социально-образовательных условиях с учетом развития дистанционных технологий в системе дошкольного образования. Описаны основные направления и правила построения сотрудничества ДОО и семьи, рассмотрены трудности, с которыми может столкнуться педагог работе с родителями. Обусловлена важность продуктивного взаимодействия педагогов с семьей воспитанников как в традиционном формате общения, так и с применением цифровых технологий. В статье рассматривается вопрос применения дистанционных технологий в дошкольной образовательной деятельности без потери качества образования. Описан практический опыт педагогического коллектив дошкольных групп ГБОУ г. Москвы «Школа №1529 им.А.С.Грибоедова» в рамках применения дистанционных форм взаимодействия с семьей. Представлены результаты анализа удовлетворенности родителей работы ДОО, подтверждающие, что одним из ключевых условий качества дошкольного образования является грамотно выстроенное сотрудничество с родителями, как в реальном, как и в виртуальном формате. Обозначается необходимость систематического развития профессиональных компетенций педагогов как залог эффективной деятельности образовательной организации.
Ключевые слова: коммуникация ДОО и семьи, работа с родителями, новые социально-
образовательные условия, дистанционные формы взаимодействия, дошкольная
образовательная организация, дошкольная образовательная деятельность, цифровые
технологии, профессиональные компетенции педагога, качество дошкольного образования.
В организации органичной образовательной среды первостепенную роль играет работа с родителями, успешное и продуктивное взаимодействие ДОО с семьями с воспитанников.
По мнению профессора, доктора педагогических наук, основателя и директора Института исследований и развития в сфере дошкольного образования «PadQUIS» (Германия), одного из разработчиков системы оценки качества дошкольных учреждений в Германии В. Титце, высокий уровень качества в ДОО дает возможность положительно влиять и на развитие родительской компетентности. В совместной работе с семьями важно отказаться от ориентации на недостатки семьи, нужно сформировать уважительное, заинтересованное отношение к личным и жизненным компетенциям и мотивации родителей. На базе этого можно построить диалог на равных и добиться совместной поддержки образования и развития ребенка. В ДОО мы встречаем детей и семьи, находящиеся в разных жизненных ситуациях, и с очень разнородными индивидуальными исходными ситуациями и потребностями.
Семья и ДОО – два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития дошкольников необходимо их взаимодействие. Гармоничное развитие детей без активного участия их родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Также семья влияет на ценностные ориентации, мировоззрение дошкольника в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Именно родители, их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Однако не все возможности семейного воспитания реализуются в полной мере. Образовательная организация призвана обеспечить единство педагогов и родителей, обязана помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал, успешно адаптироваться к особенностям новой для детей социально-деятельностной ситуации в пространстве ДОО и организовать психолого-просветительское и методическое сопровождение семей.
На успешность взаимодействия семей воспитанников и ДОО влияет ряд факторов, прежде всего ожидания родителей и педагогов, а также то, насколько они едины и последовательны в процессе воспитания и обучения детей.
В условиях преобразования общества в целом и системы образования в частности работа с семьями воспитанников приобретает новое содержание. Взаимодействие педагогов с родителями должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, социальной сферы для гармоничного развития личности ребенка. Огромное значение в работе с членами семей дошкольников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества, желание и умение педагогического коллектива пробудить мотивацию у родителей к продуктивному взаимодействию с детским садом и участию в воспитательно-образовательном процессе на благо детей.
Взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
Одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в области применения инновационных методик преподавания в системе как школьного, так и дошкольного образования является вопрос применения дистанционных образовательных технологий.
Задачей дошкольной образовательной организации и педагогического коллектива является грамотное выстраивание процесса применения дистанционных образовательных технологий в организации дошкольной образовательной деятельности без потери качества образования, с учётом индивидуальных возможностей детей и грамотного взаимодействия с семьёй.
Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный воспитатель, но и человек, знающий образовательный сегмент интернета, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения. Безусловно, и в новой образовательной ситуации компьютер и компьютерные технологии – всего лишь посредники, а главными героями всё так же являются ребенок, педагог и родители.
Педагогу важно осознавать себя создателем собственных ресурсов. «В современном мире умение критически осмысливать, анализировать свою профессиональную деятельность выходит на первый план, при этом важно не только критически взглянуть на образовательные процессы и образовательные ситуации, но и умение разрабатывать различные альтернативные действия», – отмечает профессор В. Титце.
Потребность в дистанционной форме образования возросла в период самоизоляции, карантина в период весны-лета 2020 года (В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), когда у дошкольников отсутствовала возможность посещать детский сад. Педагогический коллектив дошкольных групп ГБОУ г. Москвы «Школа №1529 им. А.С. Грибоедова» разработал «Дневник дошкольника», который помогает выстроить индивидуальную работу с детьми и их родителями в режиме дистанционного формата организации дошкольной образовательной деятельности. Воспитанники подготовительных к школе групп вместе с педагогами встречались в виртуальном «классе» на интерактивной образовательной платформе. Помимо онлайн-занятий воспитатели присылали родителям видео занятий, мастер-классов, тематические презентации.
«Дневник» включает:
В дошкольном отделении ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» существует многолетняя практика анкетирования родителей в конце учебного года. Анкета, разработанная специалистами ГБОУ «Школа №1529 им. А.С. Грибоедова» позволяет выявить недочеты в образовательной деятельности детского сада. Одна из задач анкетирования родителей в конце учебного года – изучить степень их удовлетворенности работой ДОО. Такое анкетирование позволяет выявить, насколько реальное положение дел в дошкольной организации совпадает с ожиданиями и возможностями родителей.
По итогам 2019–2020 учебного года с учетом активного применения в дистанционных технологий в дошкольных группах (апрель–июнь 2020) был проведен также анализ удовлетворенности родителей качеством образовательных результатов детей и в целом качеством взаимодействия ДОО с семьёй в новых социально-образовательных условиях.
Результаты анализа анкет выявили важность для родителей взаимодействия с педагогами, будь то общение в стенах дошкольной образовательной организации или посредством цифровых сервисов. Грамотно выстроенное сотрудничество с родителями, как в реальном, как и в виртуальном формате является условием качества дошкольного образования.
В настоящее время деятельность воспитателей российских детских садов регулируют два основных документа: профессиональный стандарт «Педагог» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). ФГОС регулирует деятельность образовательной организации в целом, а профессиональный стандарт работу педагогических кадров.
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования регламентирует требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя, содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и его компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Новые образовательные условия, инновационные технологии, тенденции развития современного общества и системы образования призывают педагогов дошкольного образования соответствовать вызовам времени, систематически повышать свою профессиональную компетентность.
Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность педагога – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
В условиях современных тенденций в образовании, когда во главу угла ставятся принципы гуманной педагогики, толерантность и инклюзивный подход, педагогам важно обладать метапредметными навыками, способностью к решению нескольких задач, уметь реализовать междисциплинарный подход в работе с детьми. Для этого педагогу необходимо систематическое обучение и развитие своих компетенций. Для формирования высокого уровня профессиональной компетентности педагогу необходимо регулярное повышение уровня профессиональной квалификации, стремиться развиваться в соответствии с концепцией непрерывного образования (lifelong learning) – обучения на протяжении всей жизни.
Работа педагога-дошкольника многозадачная, эмоционально перегруженная и гиперответственная, требующая максимальной включенности в ребенка, а значит, высоких морально-нравственных качеств и таких же высоких профессиональных. В. Титце подчеркивает «Для обеспечения высокого уровня качества образования нам нужны педагоги с самой качественной профессиональной подготовкой, которые уважают индивидуальность и уникальность каждого ребенка, хорошие общие условия, которые должны быть обеспечены со стороны государства и учредителей ДОО, а также инструменты для оценки качества и инструменты для развития качества. Крайне важно не только проводить оценку качества, например, с каким-то определенным интервалом, но и заниматься развитием качества на постоянной основе».
Высокий уровень качества работы ДОО, привлечение родителей к деятельности детского сада способствуют развитию родительских компетенций, гармонизации родительско-детских отношений. Исследования показывают, что разница в уровне развития детей в зависимости от качества дошкольного образования может быть очень большой. Развитие и обеспечение качества образования в ДОО – постоянный, цикличный процесс, который никогда не прекращается. По мнению В. Титце, очень важно, чтобы все участники образовательного процесса не переставали ставить вопросы, искать ресурсы для повышения качества и оптимизации своей деятельности, высказывали свою критическую оценку.
Ваша корзина пуста