ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Волкова Т.В., Себекина И.Н. Формирование фонематического восприятия как одна из приоритетных задач дошкольного детства

Аннотация

Статья посвящена вопросу формирования фонематического восприятия как одной из приоритетных задач дошкольного детства. Дано описание фонематической составляющей восприятия и развития речи, особенностей формирования фонематического восприятия у дошкольников. Актуализируется необходимость развития фонематического восприятия, значимость формирования фонематических процессов как ключевого звена в развитии речевой системы. В статье описаны условия формирования правильного фонематического восприятия; последствия несформированности фонематической стороны речи и возможные трудности в дальнейшем школьном обучении; профилактика фонематических нарушений на дошкольном этапе развития ребенка. Приведен опыт практических занятий в дошкольных группах ГБОУ г. Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» с детьми старшего дошкольного возраста, представлено описание игр для развития фонематического восприятия. Дано обоснование значимости проведения данных занятий, способствующих развитию фонематического анализа и синтеза, что помогает детям стать более внимательными к звуковым особенностям речи и легче освоить навыки чтения и письма, что в свою очередь способствует дальнейшей успешной адаптации детей в школе.

Список литературы
  1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Bookscriptor, 2016.
  2. Белоусова О.А., Волкова Т.В. Развитие дошкольного образования в рамках образовательного комплекса. – М.: Сфера, 2023.
  3. Вoлкoва Л.С. Лoгoпедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов. пед. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДOС, 2007. – 703 с.
  4. Волкова Т.В. Современная образовательная среда ДОО. Российская и зарубежная практика. – М.: Сфера, 2020. – 112 с.
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь: психологические исследования. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
  6. Выготский Л.С. История высших психических функций // Собрание сочинений. – М., 1983.
  7. Голикова Е.М. К вопросу о понятиях «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2018. – №10(27). – С. 61–68.
  8. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 144 с.
  9. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: Сфера, 2010.
  10. Касьянова А. В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста / А. В. Касьянова, Н. Н. Васильева, Е. Б. Головина / Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – Т. 0. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 65–67. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4878/  (дата обращения: 05.12.2023).
  11. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 336 с.
  12. Надо ли биться над почерком? Отвечает Марьяна Безруких / Интервью с М.М. Безруких // Правмир. 6 августа, 2022 [Электронный ресурс] https://www.pravmir.ru/u-rebenka-plohoj-pocherk-on-prosto-lenitsya-ili-eto-zabolevanie-otvechaet-maryana-bezrukih/
  13. Педагогическая физиология: учебное пособие / Под ред. М.М. Безруких. – М.: Форум, 2013.
  14. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980.
  15.  Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.
  16. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2001. – 141 с.
  17. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 116 с.
  18. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. – М.: АРКТИ, 1997.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

фонематическое восприятие, фонематические процессы, игр для развития фонематического восприятия, развитие речи, фонематическая сторона речи, дошкольное детство, старший дошкольный возраст, подготовка к школе, профилактика школьных трудностей, письмо, чтение