Волкова Татьяна Валерьевна – методист ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» (Москва, Россия)
Шестовская Елена Владимировна – педагог детской театральной студии школы Homo Ludens, актриса ГБУК г. Москвы «Театр на Юго-Западе»
Статья посвящена значению театральной составляющей в деятельности детей для развития их когнитивных функций и психо-психоэмоциональной сферы. Театральная деятельность рассматривается как важный фактор развития социального и эмоционального интеллекта ребенка. Обоснованы важность и польза театрально-игровой деятельности, включения элементов театрализации в занятия в дошкольных образовательных организациях. Приведен опыт работы детской театральной студии школы Homo Ludens г. Москвы как возможность выйти за рамки шаблонов стандартных образовательных программ общего образования, как пример раскрытия творческого потенциала и всестороннего развития ребенка на более продвинутом уровне. Дано обоснование благоприятного психотерапевтического воздействия ребенка через театральную деятельность. Приведены примеры позитивного эффекта включения детей разного возраста в совместную творческую деятельность, приобщения их к искусству, мировой литературе – к духовно-культурному наследию человечества посредством занятий в профессиональной театральной студии.
Ключевые слова: театр, театрально-игровая деятельность, театральная деятельность, театральная студия, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, психоэмоциональное развитие, когнитивное развитие, разновозрастная группа, психотерапевтическая деятельность, дошкольное образование, дополнительное образование.
Важным аспектом гармоничного и полноценного развития ребенка, становления духовно-нравственных основ его личности является развитие социального и эмоционального интеллекта. Социальный интеллект – это способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект – это своего рода социальный дар, который обеспечивает нормализованные отношения с людьми, результатом которых является социальная адаптация в обществе [2].
Если в понятие социального интеллекта включается умение коммуницировать, устанавливать и поддерживать контакты, находить общий язык с различными людьми, то основами высокого эмоционального интеллекта является умение хорошо разбираться в своих собственных эмоциях, управлять ими, умение распознавать эмоции других людей (на сознательном и подсознательном уровне), а самое главное – умение применять эмоции для достижения определенных целей, использовать эмоции для стимуляции мышления (например, способность замотивировать себя посредством собственных эмоций или способность принять какое-либо творческое решение, полученное с использованием эмоций).
На развитие как социального, так и эмоционального интеллекта большое влияние оказывает театральная деятельность и приобщение детей к театру. Как отмечал выдающийся психолог и педагог, основатель школы дифференциальной психологии, академик Б.М. Теплов: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».
Говоря о детях и театре, чаще подразумевается важность приобщения к искусству и духовному, культурному наследию человечества, но не стоит забывать о колоссальном психотерапевтическом эффекте актерской игры и ее значении для детей в развитии эмоционального интеллекта, проживания переживаний. То есть театральная деятельность для ребенка является мощным средством не только эстетического, но и эмоционального развития. Именно поэтому важно не только приводить детей на спектакли в театр, но и вводить театральную составляющую в непосредственную деятельность самого ребенка для его всестороннего развития.
Театрально-игровая деятельность способствует развитию:
Театрализованная деятельность – это возможность для ребенка поиграть в сказку, погрузиться в сказку. А как писал В.А. Сухомлинский: «Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу». Театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации [7]. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, и посещение театра, и театральная составляющая в деятельности самого ребенка помогают ему развиваться многопланово и всестороннее.
Важно отметить, что и с точки зрения психофизиологии театральная деятельность способствует формированию, сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей в современном мире. С учетом всё большего введения, как и в системе образования, так и во всех сферах жизни общества, цифровых технологий и использования гаджетов детьми, важно не позволить «утонуть» детям в цифровом, виртуальном пространстве, не потерять живые эмоции. Как бы ни был интересен процесс образовательной деятельности с применением компьютера, ребенку, тем более дошкольного и раннего школьного возраста, несомненно, важно максимально живое участие взрослого. Настоящее творчество – способность, присущая все же пока только человеку, это особый тип мышления, которое невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. Компьютер и компьютерные технологии – всего лишь посредники, а главными героями всё же являются ребёнок и взрослый – педагог [3, 8].
Включение ребёнка в театральную деятельность помогает развитию когнитивных (познавательных) функций (память, внимание, речь, праксис (целенаправленная деятельность), гнозис (ориентация, узнавание места и времени), мышление). Таким образом театральная составляющая в деятельности способствует развитию ребенка в соответствии с задачами дошкольного возраста, таких как:
– формирование и развитие коммуникативных навыков;
– социализация, развитие самосознания и самоконтроля;
– развитие познавательного интереса;
– развитие речи: постановка и автоматизация правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильного строя речи;
– развитие внимания и памяти;
– развитие логического мышления как постепенного перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
– формирование и развитие организации деятельности;
– развитие воображения и творческого мышления;
– эстетическое развитие;
– обогащение эмоциональной сферы;
– знакомство с литературными произведениями;
– физическое и моторное развитие, способствующее сохранению и укреплению здоровья; развитие координации движений;
– формирование культуры здоровья и потребности в двигательной активности.
Основной вид деятельности дошкольника любого возраста – это игра. В игре концентрируется окружающая детей жизнь – со всеми заботами и проблемами взрослых, находящихся рядом с ребенком. Именно в игре формируются навыки общения со сверстниками и взрослыми, в игре закрепляются знания, вырабатываются необходимые умения, развиваются воображение, мышление, память [9]. Театральная игра способствует развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и умению общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.
Театрализованная деятельность помогает формированию таких умений и навыков детей, как:
Театрально-игровая деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театральная составляющая в деятельности ребёнка является также источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события [10]. «В процессе этого сопереживания, – как подчеркивал Б.М. Теплов, – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», – утверждал Б.М. Теплов.
Включение элементов театрализации в занятия, постановки сказок и праздников в образовательных организациях, безусловно, способствуют приобщению детей к миру театра, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Однако выше представленные возможности для развития ребенка в рамках введения театрализации в сетку занятий зависят прежде всего от уровня профессиональных компетенций и мотивации педагогов, работающих с детьми в образовательных организациях, от их собственного развитого социального и эмоционального интеллекта, обладания креативным мышлением, способностью и желанием выйти за рамки зарежимленного шаблона образовательной программы учреждения, от умения и желания увидеть в ребенке личность и раскрыть его способности, а также от возможностей самой образовательной организации для создания условий проведения таких занятий.
Полноценная театральная деятельность чаще все же реализуется на ином уровне: или с привлечением в образовательное учреждение в рамках реализации программ дополнительного образования профессиональных актеров, театральных преподавателей, либо непосредственно в профессиональных театральных студиях, когда есть возможность переломить недостаточное, линейное развитие детей в рамках шаблонных образовательных программ. Тогда и воспитание чувств, развитие эмоционального интеллекта и расширения мировоззрения ребенка выходит на более продвинутый уровень.
Театральная студия способствует выйти за рамки шаблона любой программы общего образования, дает более глубокие познания и расширяет кругозор, позволяет учиться нестандартно мыслить, приобщает к произведениям мировой литературы и истории, дает возможность шире раскрыть и развить возможности и таланты ребёнка, его психоэмоциональной сферы, более внимательно отнестись к его особенностям и помочь увидеть и понять себя и свои способности.
Рассмотрим пример работы детской театральной студии школы «Homo Ludens» г. Москвы.
В студии все вместе занимаются дети от 7 до 16 лет, то есть разновозрастной состав участников. Для детей не проводится вступительных экзаменов, приглашаются все, кто хочет заниматься театром, кому это интересно. С детьми в студии занимаются театральные педагоги, профессиональные актеры ГБУК г. Москвы «Театр на Юго-Западе».
Занятия в театральной студии направлены на развитие у детей коммуникабельности, воображения, нестандартного образного мышления, внимания, логики и культуры речи, раскрытие творческого потенциала, то есть тех качеств и навыков, которые помогут им вырасти интересными, творческими, свободными и уверенными в себе людьми, качеств, которые необходимы любому человеку вне зависимости от того, занимается он театром или нет. Занятия в театральной студии помогут восполнить дефицит общения, который испытывают современные дети, а также развить ребёнка физически, эмоционально и интеллектуально.
В театральной студии занимаются дети из разных семей. Пожелания родителей при этом могут существенно отличаться. В основном запросы делятся на две категории: одни из родителей считают, что ребенок артистичен, наделён творческим талантом и в будущем видят своего ребенка в артистической сфере и пытаются развить его талант, отдавая его в театральную студию. Другая категория родителей, напротив, считают, что их ребенок зажат, не свободен и приводят детей в студию для того, чтобы ребенку было легче освоиться в социуме.
Есть еще одна категория родителей, но таких меньшинство, это родители, которые хотят видеть своего ребенка как можно быстрей на сцене, в профессиональных театральных постановках, то есть непосредственно здесь и сейчас. Здесь мы имеем дело с нездоровыми и по сути опасными, амбициями родителей, что неминуемо негативно отражается на ребенке и чаще детьми из таких семей с уже неверными нравственными установками не вписываются в коллектив студии. Таким семьям поясняется, что цель и приоритетные задачи студии иные. В таких случаях педагоги студии сталкиваются с базовым, эмоциональным интеллектом ребенка, сформированным в семье, c ценностями и морально-нравственным ориентирами самой семьи и её готовностью или не готовностью понимать и принимать формат и ценности занятий в конкретной студии.
Заниматься в театральных студиях можно с любого возраста (это касается и детей, и взрослых). Но каждая студия исходит из своих задач. В детской театральной студии школы «Homo Ludens» чаще всего самый младший возраст детей – 8 лет, так как есть уже осознанность и определение цели и у детей, и у родителей, чего бы они хотели и что ожидают от занятий в студии. Как отмечают педагоги, чаще эмоционально-волевые качества у детей до 7 лет не развиты, и в работе с детьми данного возраста необходим особый подход, чтобы не навредить психике, включая в серьезные театральные задачи. Упражнения, тренинги, задания, игры в рамках работы театральных студий для детей раннего возраста отличаются от занятий детей более старшего возраста. Безусловно, существуют исключения и в студии занимаются дети более младшего возраста, когда явно видно, что духовная, эмоциональная сфера более чутко развита, чем у их сверстников и они уже готовы для понимания и верного восприятия занятий и могут выполнять задачи, которые ставятся педагогами студии, наравне с более старшими детьми.
Одной из целей занятий с детьми для педагогов студии – возможность разглядеть талантливых детей и не помешать им, не навредить какой-либо гонкой, переделыванием, а помочь раскрыть их талант, развить актёрские навыки и по возможности помогать дальше развиваться в профессиональной деятельности. И именно занимаясь в детской студии, развить актёрские навыки легче, так как сознание и тело в детском возрасте более гибкое.
Однако наиболее важно посредством занятий дать детям навыки, которые пригодятся им в жизни, помочь детям стать свободными в общении, уметь быть интересными, повысить возможность свободно коммуницировать с разными людьми, чтобы в непростом мире дети могли приспособиться (в правильном, не паразитирующем смысле слова), то есть не потеряться, а быть собой в разной среде, социуме – то есть развить умение адаптировать себя под разные житейские обстоятельства:
Приобретение и развитие данных навыков, безусловно, благоприятно сказывается в дальнейшей жизни. По сути, занятия в профессиональной театральной студии помогают развить психотерапевтическую помощь самому себе – способность саморегуляции.
Какими методами раскрываются таланты и развиваются актёрские способности
Предлагаемые в театральной студии упражнения, тренинги, общение до и после занятий, во время индивидуальных занятий – все это помогает преодолевать комплексы, раскрывать и развивать способности детей. Специальные упражнения на внимание, на развитие речи, движения, на фантазию, на эмоциональную подвижность – всё вместе помогает раскрытию творческих способностей детей и развитию их личностных качеств.
Из ключевых занятий можно выделить:
В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста педагоги театральной студии часто сталкиваются со сложностями, вскрывающими целый пласт острых проблем, актуальных для современных детей разного возраста:
Однако вышеперечисленные сложности как раз помогают решить регулярные занятия в театральной студии. Изменения, происходящие с детьми, регулярно занимающихся в студии, можно отметить по следующим показателям.
Первое, что отмечают педагоги, это то, как дети в процессе обучения в театральной студии приобретают умение грамотно выражать свои мысли, более связно рассказать о себе, привести достаточно значимый объемный фрагмент своей жизни, грамотно, вежливо и при этом очень самодостаточно коммуницировать друг с другом. Полагаю это важным, так как у большинства детей, приходящих на занятия в студию, независимо от возраста, то есть в целом у современных детей, отмечается общая проблема с коммуникативным развитием. Тут мы видим две крайности: когда в группе либо дети весьма заносчивые, либо, наоборот, ребёнок неуверен в себе. В такой ситуации хорошо использовать упражнение «Пристройка» («Пристройка сверху, пристройка снизу, пристройка на равных»). Эти «пристройки» педагоги стараются прорабатывать на каждом занятии, чтобы ребенок умел разбираться и понимать ситуацию, какая нужна в данной ситуации «пристройка» – на равных, сверху, снизу; чтобы ребенок умел общаться наравне, понимая, что при необходимости (и важно, чтобы он понимал, когда такая необходимость возможна, то есть в какой жизненной ситуации) можно «пристраиваться» сверху или наоборот снизу, не вредя ни себе, ни окружающим. В этюдах детям предлагается играть в предлагаемых обстоятельствах. И упражнение «Пристройка» помогает проработать ситуацию с конкретным человеком или группой людей в конкретных обстоятельствах и варианты поведения.
Разница в общении детей друг с другом, их отношении видна, особенно если сравнивать начало и конец учебного года. Это видно не только в процессе занятий, но и в бытовых моментах, начиная с того, как дети заходят в помещение студии и переодеваются, в перерывах между занятиями и пр. Дети становятся более спокойными, отзывчивыми.
Очень мало дети говорят длинными, развернутыми предложениями. Как правило – это короткие фразы, чему способствует и использование детьми гаджетов для общения друг с другом посредством пересылки эмодзи, мемов вместо письменной речи. Поэтому на занятия в студии существуют упражнения, когда педагоги учат детей составлять длинные фразы, развернутые предложения, проговаривать свои мысли, свой внутренний монолог или монолог героя вслух. После занятий в студии даже через год видна большая разница между тем, как дети говорили, излагали своим мысли в начале занятий в студии, и по прошествии времени. Безусловно, существуют речевые проблемы, относящиеся к логопедической сфере, однако нередко проблемы относятся к области психосоматики, эмоциональной сферы ребенка. И занятия в театральной студии помогают решить данные проблемы, снимая психоэмоциональные зажимы, освобождая и развивая тем самым и речевой аппарат ребенка.
В процессе занятий дети становятся более свободными во владении своим телом, улучшается осанка. Можно наблюдать такие перемены, когда ребенок сутулится, сидя, весь сжимается, кладет ногу на ногу. И задача педагогов посредством заданий в студии вытащить, освободить ребёнка из этой его «раковины». Видно, как в процессе регулярных занятий дети могут свободно двигаться и красиво располагать свое тело в пространстве, учатся его контролировать, понимать, в какой момент нужно напрячься, в какой – расслабиться.
Становятся добрее друг к другу, более сострадательными, добрее и милосерднее к окружающему миру, острее чувствуют боль и горести других людей. О таких переменах в детях рассказывают педагогам студии и сами родители. В студии педагоги стараются больше внимание уделять беседам с детьми вопросам уважения и ценности человеческой жизни, особенно с учетом того, что современным детям доступны большие потоки информации, во многом агрессивного содержания, где убийства (в СМИ, в кино, мультфильмах или компьютерных играх), гибель человека не воспринимаются как трагедия, происходит обесценивание человеческой жизни, смерть теряет своё сакральное значение, что, безусловно, может нести опасность для психики ребенка, которому не просто разобраться в ценностях современного мира и легко дезориентироваться и ожесточиться. Развивать в детях морально-нравственные качества, эмпатию, эмоциональное тепло для педагога студии изначально важнее, чем актёрское мастерство как таковое.
Актёрский талант и предпосылки к его развитию могут быть у кого-то из детей больше, у кого-то меньше, но развитие эмпатии и эмоционально-волевой сферы первично и уже на эту базу ложится дальнейшее развитие актёрских навыков. Разговоры по душам между детьми и педагогами в студии являются частью занятий. То есть дети и педагоги в студии становятся уже семьей друг другу. Через проговаривание различных личных, в целом жизненных ситуаций, исторических событий, обсуждение взглядов друг друга дети видят, ощущают внимание к их мнению, а значит, к их переживаниям, их личности. Такие искренние разговоры помогают детям раскрыться в упражнениях, этюдах. И когда происходит такое раскрытие друг перед другом своего внутреннего мира, то пропадает страх, ребенок не боится делиться с другими.
Все эти перемены подтверждают факт, что занятия в студии носят благотворный психотерапевтический эффект. На занятиях через специальные упражнения и задания происходит колоссальный эмоциональный выброс от негатива, усталости, и происходит своеобразная «подзарядка», что явно видно до начала занятия и после проведения. Также в студии находится «Волшебная лампа», к которой дети подходят с целью игровой терапии что-либо попросить, или что-то отдать как положительное, так и негативное. Важно чередование спокойных упражнений с эмоциональными, активно-подвижными.
Чаще в театральных студиях стараются проводить занятия с детьми по одновозрастным группам, но именно в детской театральной студии школы «Homo Ludens» разновозрастной состав детей и педагоги считают такой вариант проведения занятий оптимальным и наиболее органичным. Всё это несет и развивающую, и воспитательную функции. Младшие тянутся за достижениями старших, видят досягаемый пример, на который можно ориентироваться. Ведь, как известно, малыши стремятся поскорее стать подростками, и вот они здесь вместе с ними. Поэтому малыши видят и невольно копируют то, как выполняют упражнения старшие ребята, как слушают и отвечают педагогу. Старшие, в свою очередь, проявляются заботу, некий патронаж над маленькими участниками, что даёт им возможность почувствовать себя более взрослыми, терпеливыми, великодушными, в чем-то помогая педагогам, а значит и ощущать свою значимость и развиваться глубже в эмпатии и ответственности и своих профессиональных качествах, приобретённых на занятиях в студии.
Помогая малышам, объясняя ту или иную задачу, старшие ребята еще больше погружаются в нужный им самим материал, что помогает им и для себя еще раз проговорить и понять задачу педагога и осмыслить, чему их уже научили в студии, тем самым учатся более четко формулировать то, чему они научились, подавать свои мысли, чтобы их поняли младшие.
В итоговых (отчетных за учебный год) постановках студии такой разновозрастной состав участников тем более позволяет создать на сцене более органичную атмосферу. Например, когда в студии ставилась пьеса Вадима Коростылева «Варшавский набат» о героической, трагической судьбе польского педагога Януша Корчака и его воспитанников, замученных в концлагере в Треблинке в 1942 году, в постановке старшие дети играли взрослых героев, а маленькие – воспитанников Януша Корчака, что смотрелось зрителями и воспринималось самими детьми логичным и гармоничным.
Важно отметить огромное влияние занятий в профессиональной театральной студии на развитие художественного вкуса, мотивации широкого изучения мира, приобщению детей к произведениям мировой, серьёзной литературы. Конечно, вводить (ментально и посредством актёрской игры) детей младшего возраста в серьезные произведения для театральной поставки не только с учетом возраста, психоэмоциональной зрелости, уровня их знаний и понимания истории, но и по причине недостаточной обученности актёрским навыкам, недостаточной раскрепощенности, – непростая задача. Однако детям очень полезно и важно учиться именно на серьезных произведениях как для развития психоэмоциональной сферы, так и для актёрских навыков.
Для отчетных, итоговых спектаклей важно выбирать произведения, которые затрагивают животрепещущие темы, несут значимую, морально-нравственную составляющую для формирования ребенка. То есть произведения, участие в постановке которых помогает раскрыть актерский потенциал, но может чему-то научить, помогает сделать личность ребёнка более многогранной, чтобы ребёнок узнавал что-то новое о жизни, истории, окружающем мире. Педагогам важно, чтобы ребёнок осмысливал, осознанно понимал то, в чём ему предлагают играть, его роль, персонаж, контекст, чтобы не произошло навязывание своего видения ребенку. Условно, нельзя, например, отрепетировать «Демона» Лермонтова, дав детям все техники актёрского мастерства, без учета того, что в конкретном возрасте пока полное осмысление содержания и посыла данного произведения детям не под силу и не все дети готовы отыграть данный материал органично, опять же исходя и из отсутствия навыков, и из сложности самого произведения. Поэтому педагогу важно, чтобы дети обязательно понимали, о чём спектакль, что они играют, и чтобы дети сами находили для своего персонажа аспекты, которые они могут сыграть. И уже после того, как дети рассказывают педагогу, как они видят и понимают своего персонажа, его поступки, что увидели и как поняли само произведение, уже тогда педагог выстраивает саму постановку. Главное – не подгонять, пусть роль будет меньше по объему, но выбрана самим ребенком. То есть педагоги студии идут от возможностей ребёнка.
В целом в работе над образом ребёнку важно осознавать, что сейчас это уже не он, а другой человек. В этом помогают упражнения – наблюдения за людьми и животными, чтобы попытаться уметь быть на месте другого человека, существа. Это помогает лучше понимать других людей, их мотивацию, поступки. А также учит состраданию и терпимости, например, в случаях наблюдения за пожилыми или людьми с инвалидностью. А если ребёнку предлагается роль не просто отрицательного персонажа в сказочном контексте, а преступников (например, в постановках о войне), то тщательная отработка образа, беседы педагога с ребенком помогают и хорошо сыграть роль, и разобраться в мотивах персонажа, его преступных действиях, и глубже понимать аморальность поступков, формировать нравственные ценности, понимание недопустимости злодеяний.
Так как мы говорим о театральной студии, то, конечно же, педагог студии должен обладать профессиональными актерскими навыками, должен знать различные школы актерского мастерства (систему Станиславского, Чехова и пр.), чтобы понимать, в каком направлении и каким образом развивать ребенка. Желательно, чтобы педагог театральной студии обладал знаниями детской психологии. Не всегда педагоги владеют такими знаниями, так как чаще всего педагогами театральной студии становятся театральные актёры или режиссёры, не всегда владеющие фундаментальными знаниями психологической науки. Но как отмечалось выше, сама театральная деятельность пронизана психотерапевтической составляющей, и если педагог обладает чуткостью, если он любит детей и у него есть желание учить и учиться у них, то, занимаясь с таким педагогом, дети непременно раскрываются. Такой педагог не только линейно проводит занятия, но видит особенности и возможности ребенка, а также проблемы, не только учебного характера, но и личные, так как искренне погружается в детей, пытается помочь, находится в тесном контакте с родителями. А в общении с родителями педагогу помогает навык грамотно выстраивать коммуникацию с разными людьми – то есть его личные и профессиональные качества.
Так как специфика занятий в студии способствует эмоциональному раскрытию детей, могут быть затронуты, вскрыться разные, в том числе глубоко личные проблемы. В благом стремлении не оставаться безразличным к проблеме ребенка в общении с родителями педагогу важно придерживаться принципа «не навреди», помогая ребенку и семье.
Самое ценное в работе с детьми для педагогов студии школы «Homo Ludens» – когда дети удивляют педагогов. Безумно интересен процесс, как дети меняются от этюда к этюду, от занятия к занятию, даже в пределах регулярного выполнения одного упражнения (например, кто был ранее психофизически зажат, вдруг раскрывается, и это показывает педагогу, что данное упражнение надо давать именно этому ребенку чаще – оно помогает), наблюдать за этими переменами. Привыкая к детям, педагог примерно уже представляет, кто из группы на что творчески способен на данном этапе, чего можно ожидать. Однако в моменты выступлений, например, на отчетном концерте, несмотря на то, что это своего рода экзамен, а значит и стресс как для ребенка, так и для педагогов и родителей, но ребенок вдруг раскрывается ярче и показывает такое талантливое исполнение, которое, казалось бы, на данном этапе никто от него не ожидал. Следовательно, результаты занятий дали свои плоды, что радостно и самому ребенку, и его педагогам.
Помимо самих занятий, также значимы моменты до и после занятий, когда педагоги и дети делятся друг с другом событиями из жизни, дети делятся своими проблемами и радостями, эмоциями после полученных на занятии знаний, понимая, что их слушают искренне, и это доверие для педагога бесценно и важно. Какими бы талантами ни обладал театральный педагог, любовь к детям – первична. Помимо заглавной задачи – научить, у педагога должно быть и желание общаться с детьми, желание самому чему-то у них научиться.
Ваша корзина пуста