ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Волкова Т.В., Мансарлийская Л.Ф. Партнерское взаимодействие педагогов как залог успешной преемственности дошкольной и школьной ступеней образования

Полный текст

Волкова Татьяна Валерьевна – научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (Москва, Россия)

Мансарлийская Людмила Федоровна – старший методист ГБОУ «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» (Москва, Россия)

Главный принцип образовательной политики России в области дошкольного образования заключается в том, что все дети имеют право на равные стартовые условия перед началом школьного обучения. Система дошкольного образования предназначена для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, а также базовой подготовки детей к обучению в школе – на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта.

В последнее время дошкольное образование начинает осознаваться как важная ступень общего образования, качество которого выступает ресурсом всего социального развития. В России такой взгляд основывается на традициях культурно-исторической теории Л.С. Выготского, отмечавшего: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Таким образом грамотно выстроенный процесс преемственности детского сада и школы является ключевым фактором ограниченного, бесстрессового перехода ребёнка из детского сада в начальную школу.

Преемственность – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность образования – это прежде всего преемственность его содержания, то есть непрерывное развитие предметно-содержательного компонента. В реализации преемственности дошкольной и школьной ступеней образования важно грамотное взаимодействие детского сада и школы, способного обеспечить эффективный процесс непрерывного образования. Ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования является формирование у детей умения учиться, развития мотивации к учебному процессу, заинтересованности к познанию миру.

Проблемами в реализации преемственности ДОО и школы чаще всего выступают такие факторы как:

  • отсутствие совместных образовательных программ;
  • не выработаны единые в ДОО и школе критерии диагностики готовности ребенка к школе: это морфофизиологическая зрелость, развитие психических процессов, в особенности воображения как интегральной психологической характеристики, уровень развития эмоционально-волевой сферы и социальной зрелости.

Выстроить органичную систему взаимодействия детского сада и школы – непростая задача. Московская система образования позволяет упростить и максимально продуктивно воплотить в реальность данный процесс, так как дошкольная и школьная ступени объединены в единые образовательные комплексы и реализовать продуктивное взаимодействие в таком едином образовательно пространстве намного легче. Но тем не менее важно учитывать личные качества педагогов ДОО и школы, их вовлеченность, профессиональную активность в таком обоюдном взаимодействии. Реализовать мотивацию к такому коллегиальному сотрудничеству и сотворчеству педагогов призваны талант и грамотное управление администрации образовательных комплексов / школы и ДОО.

Нормативно-правовые основы преемственности дошкольной и школьной ступеней образования

Образовательные стандарты Российской Федерации являются основой преемственности. В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63). Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Стандарты ДО и НОО определяют цель образования на каждой ступени.

Введение в действие с 1 января 2014 г. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), законодательно закрепило необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей ДОО и учителей начальных классов.

В соответствии со статьей 64 федерального закона №273-ФЗ образовательные программы дошкольного образования направлены на:

  • разностороннее развитие детей;
  • индивидуальный маршрут (для детей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья)
  • освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией обучающихся.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии:
  • с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Методология преемственности дошкольного и начального образования

Понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

При этом педагогам важно учитывать, что преемственность дошкольного и начального общего образования направлена не на раннее обучение чтению, письму и счету. Результаты дошкольного образования – это достижение «целевых ориентиров» – предпосылок к учебной деятельности, и только на этапе завершения ими дошкольного образования. Педагоги, не учитывающие важность межпредметных понятий, не могут выполнить требование к преемственности.

Анализ содержательных сторон программ дошкольного образования и начального общего образования свидетельствует о наличии преемственности между образовательными областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров. Они выступают основаниями преемственности дошкольного и начального образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников и учет педогамии физиологических особенностей развития детей.

Учет психофизиологических закономерностей развития ребенка в профессиональной деятельности педагогов детского сада и начальной школы

Педагогическая эффективность воспитания и обучения в значительной мере зависит от того, в какой степени учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей, насколько адекватны условия, требования, методы и методики обучения.

Должен ли педагог знать, как растет ребенок, как меняется его организм, каковы возможности его мозга, в каком возрасте и в какие периоды учебного года учить легче, а в какие сложнее, как эффективно выстроить процесс обучения, учитывая возрастные и индивидуальные когнитивные особенности детей? В соответствии с профессиональным стандартом педагог обязан учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья. Кроме того, по мнению академика РАО, доктора биологических наук, профессора, специалиста в области возрастной психофизиологии, физиологии развития и здоровья М.М. Безруких, педагогу необходимо знать закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, владеть технологиями учета возрастных особенностей и опираться в этой работе на достижения в области возрастной физиологии и школьной гигиены.

В работе с детьми педагогам важно учитывать факторы, оказывающие влияние на развитие ребенка: эндогенные (биологические) факторы риска (генетические, биологические, пре-перинатальное развитие, физическое здоровье, психическое здоровье), экзогенные (индуцируемые внешней средой) факторы риска (экологические, социальные, социокультурные, семейные, педагогические). Также возможно смешение факторов. Усиливают влияние негативных факторов риска: особая чувствительность дошкольного этапа развития, комплексность – сочетание экзогенных и эндогенных факторов риска, длительность воздействий.

Педагогические факторы риска, оказывающие негативное влияние на развитие и здоровье ребенка:

  • неадекватность требований к ребенку;
  • неадекватность методик и технологий предшкольного образования;
  • стрессовая тактика;
  • стресс ограниченного времени;
  • недостаток знаний и недостаточный учет индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка.

Если взрослые – педагоги, родители – знают и понимают особенности возрастного развития, им значительно легче формировать комфортную среду жизнедеятельности, в которой ребёнок будет оптимально расти и развиваться. Педагогу необходимо знать и учитывать в своей работе не только возрастные, но и индивидуальные особенности развития детей, поскольку применение педагогических воздействий, не соответствующих возможностям организма ребенка, может привести к существенным нарушениям психического и физического здоровья.

Те трудности, на которые часто жалуются учителя и родители, – «отвлекаются, не могут работать, не хотят заниматься» – создают не дети. Это взрослые учат и воспитывают неумело, не считаясь с возможностями ребенка (Безруких, Параничева, Леонова и др., 2010).

Основные задачи дошкольного возраста:

  • формирование и развитие коммуникативных навыков;
  • социализация, развитие самосознания и самоконтроля;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие речи: постановка и автоматизация правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильного строя речи;
  • развитие внимания и памяти;
  • развитие логического мышления как постепенного перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
  • формирование и развитие организации деятельности;
  • развитие воображения и творческого мышления;
  • эстетическое развитие;
  • обогащение эмоциональной сферы;
  • знакомство с литературными произведениями;
  • физическое и моторное развитие, способствующее сохранению и укреплению здоровья; развитие координации движений;
  • формирование культуры здоровья и потребности в двигательной активности.

Психофизиологические основы готовности к школьному обучению

На протяжении дошкольного детства происходят существенные изменения в развитии организма ребенка, в его психологическом и социальном развитии. В конце этого периода к 6–7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который принято называть «школьной зрелостью».

К 6–7 годам большая часть детей проходит так называемый «полуростовой скачок» – резкое увеличение роста тела в длину, при котором конечности растут быстрее, чем туловище. Ребенок, прошедший полуростовой скачок, без труда поднимает одну руку над головой и может коснуться рукой противоположного уха (Филиппинский тест), что определяет биологическую зрелость ребенка. Данный тест достаточно точно характеризует физиологическую готовность ребенка к школьному обучению – именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто уровень развития скелета, но гораздо более важную характеристику – степень морфофункциональной зрелости организма. Ещё один показатель биологической зрелости – начало смены молочных зубов.

К 6–7 годам формируются механизмы адаптации ребенка к интеллектуальным и физическим нагрузкам, растут его работоспособность и устойчивость к разным видам нагрузок, но неадекватные требования и чрезмерные нагрузки очень быстро приводят к срыву адаптации, напряжению, утомлению (Безруких, Параничева, Леонова и др., 2010).

Предварительное обследование ребенка до школы необходимо, но это не должны быть «вступительные экзамены». Обследование должно быть комплексным. Оно фактически дает прогноз вероятных трудностей в обучении и определяет, есть ли факторы риска в раннем развитии ребенка, каковы слабые и сильные стороны в развитии ребенка, какой вариант работы с данным ребенком до школы будет наиболее эффективным, что необходимо учесть при организации занятий (Безруких, Сонькин, Фарбер, Параничева, Филиппова, Макарова, 2013).

Почему так важно для педагогики знание ребенка, закономерности его развития, особенностей познавательной деятельности? Потому что любая попытка решить педагогическую задачу без учета особенностей развития ребенка, его реакции и возможностей обречена на неудачу. Решение актуальных проблем охраны здоровья и разработка адекватных каждому возрасту педагогических технологий определяют важность изучения физиологии развития ребенка.

Формы реализации преемственности дошкольной и школьной ступеней образования на примере практики работы ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова»

Наиболее действенными формами работы в рамках реализации преемственности дошкольной и школьной ступеней образования ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» являются:

I. Работа с детьми

Работа с детьми – воспитанниками детского сада в рамках реализации преемственности детского сада и школы включает в себя:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, посещение утренников и концертов, совместные мероприятия детей дошкольных групп и учеников школы;

• встречи и беседы с выпускниками детского сада (ученики начальной и средней школы) – акция «Выпускники прошлых лет»;

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий группы «5+», организованных при школе;

• взаимодействие всех специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ;

• Дополнительное образование: занятия с детьми в рамках дополнительного образования проводят учителя, работающие в начальной и основной школе (английский язык, черлидинг и др.).

II. Сотрудничество с родителями

• совместные родительские собрания с администрацией, педагогами детского сада и учителями школы;

• консультации и семинары для родителей со специалистами ДОО;

• встречи родителей с учителями начальной школы;

• дни открытых дверей;

• просветительские лектории для родителей дошкольников, младших школьников –например, с приглашенными специалистами ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» по вопросам возрастной психофизиологии, физиологии развития и здоровья детей; о причинах и видах школьных трудностей, о рекомендациях по их коррекции;

• знакомство директора образовательного комплекса (школы) с родителями будущих первоклассников в здании ДОО;

• традиция «Книга в подарок» – просветительская научно-практическая литература по физиологии и психофизиологии дошкольника, его готовности к школе, индивидуальных особенностях адаптации и школьных проблемах.

III. Совместные методические мероприятия в рамках единого образовательного пространства

• создание единой программы и единого планирования воспитательно-образовательной деятельности педагогов дошкольной и школьной ступеней подразумевает взаимопомощь и обмен опытом. Методическим инструментарием в помощь педагогам выступают программы «Преемственность» и «Школа России»;

• совместные педагогические советы и методические объединения педагогов детского сада и начальной школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе: посещение учителями школ занятий в детском саду и посещения воспитателей уроков в начальной школе с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций по обмену опытом;

• семинары, мастер-классы, круглые столы, курсы повышения квалификации для педагогов дошкольной образовательной организации и учителей школы, школьных психологов, социальных работников с приглашенными специалистами ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» по вопросам возрастной психофизиологии, физиологии развития и здоровья детей, важности учета психофизиологических закономерностей развития ребенка, адекватности учебной нагрузки и требований к детям при решении педагогических задач в профессиональной деятельности воспитателей и учителей;

• взаимодействие психологов ДОО и школы;

• проведение диагностики готовности детей к школе, совместные психолого-педагогические наблюдения и педагогов ДОО и школы в течение года, предшествующего началу обучения в 1 классе, за детьми подготовительных групп, переходящих в школу: выявление слабых и сильных сторон детей, состояния их здоровья; определение характера межличностных отношений взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми, определение уровня коммуникативного развития, усвоение детьми социальных норм; учет уровня когнитивного развития и индивидуальных особенностей и интересов детей, развития эмоционально-волевой сферы и т.д.;

• международное сотрудничество, включающее в себя участие педагогов в образовательных стажировках с целью обмена опытом и знакомства с опытом с зарубежными коллегами по вопросам современных тенденций развития образования.

Эффективные технологии сотрудничества в практике партнерской деятельности «воспитатель – учитель»

Успешная преемственность содержания образования реализуется через внедрение эффективных технологий сотрудничества в практику партнерской деятельности «воспитатель – учитель» прежде всего в формате живого общения педагогов друг с другом и детьми. В рамках реализации такого сотрудничества важно регулярное проведение совместной образовательно-игровой деятельности. Подобные мероприятия являются не только позитивной и действительно продуктивной формой общения и совместной деятельности педагогов дошкольной и школьной ступеней; позволяют успешно интегрировать урок в занятие и наоборот, учителю встать рядом с воспитателем и вместе на равных вести диалог с детьми.

Так, например, воспитатели подготовительных групп ДОО и учителя школы проводят разработанный старшим методистом ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» Л.Ф. Мансарлийской квест «Незнайка учится», который был впервые проведен в 2018 году и приурочен ко 110-летию со дня рождения Н.Н. Носова.

Для проведения квеста в здание детского сада были приглашены администрация школы, учителя начальных классов, где совместно с воспитателями и детьми подготовительных групп, будущими первоклассниками провели игру-путешествие по книгам Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». По маршрутному листу дети переходят от «станции» / задания в помещениях ДОО к «станции» / заданию (Станция 1. «Незнайка учится читать»; Станция 2. «Как Незнайка был художником»; Станция 3. «Незнайка в стране математики»; Станция 4. «Как Незнайка путешествует»), получают отметку и пазлы, определенного цвета. После прохождения четырех станций, все участники собираются в музыкальном зале (Станция 5. «Встреча друзей»), где объединяют все пазлы и у них получаются картинки из сказки «Приключения Незнайки».

Все вместе – и дети, и воспитатели, и учителя получают от таких нетревиальных, нескучных активностей много позитивных впечатлений, когда в процессе выполнения заданий игры вместе сочиняют рифмы, учатся считать и решать, рисуют сообща цветочную поляну и очищают планету от мусора.

Такие мероприятия являются примером настоящей преемственности, грамотного взаимодействия дошкольной и школьной ступеней образования на практике, когда не голословно заявляются направления сотрудничества, а проводится реальная работа через живое взаимодействие детей и педагогов детского сада и школы, через знакомство педагогов с опытом и методиками работы друг друга, когда педагоги школы лучше узнают детей – своих будущих учеников, их интересы и возможности, что, несомненно, будет способствовать более успешной, мягкой адаптации детей в первом классе. То есть реализуется действительно бережное сопровождение ребенка от дошкольной ступени к школьной, а значит сохраняется психологический комфорт для ребенка и педагогов, в чем и заключается одна из основных задач преемственности.

Литература

  1. Безруких М.М. Как наблюдать за развитием ребенка. – М.: Луч, 2018.
  2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А., Параничева Т.М., Филиппова Т.А., Макарова Л.В. Педагогическая физиология: учебное пособие / Под ред. М.М. Безруких. – М.: Форум, 2013.
  3. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Bookscriptor, 2016.
  4. Веракса Н.Е. Качество дошкольного образования – ресурс развития // Современное дошкольное образование. – 2011. – №3.
  5. Волкова Т.В. Современная образовательная среда ДОО. Российская и зарубежная практика. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 112 с. (Управление детским садом.)
  6. Волкова Т.В., Мансарлийская Л.Ф. Оценка качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 112 с.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008.
  8. Егорова Т.И. Методические рекомендации к методическому объединению для воспитателей на тему «Преемственность дошкольного и начального уровней образования. Формирование системы универсальных учебных действий – приоритет непрерывного образования». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/metodicheskie-rekomendatsii/materialy-seminara-soveshchaniya-predsedatelej-metodicheskikh-ob-edinenij-dlya-vospitatelej-na.html
  9. Карпеева Г.Р. Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС ДО. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/12/preemstvennost-detskogo-sada-i-shkoly-v-sootvetstvii-s-fgos-do
  10. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. – СПб., 2003.
  11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33
  14. Худяшова Г.С. Формы и методы осуществления преемственности дошкольного и начального образования. URL: https://urok.1sept.ru/articles/684116
  15. Цапенко М.М., Волкова Т.В., Червова А.С. Вариативные формы образования. Поликультурное образование // Сборник Второй Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (6–7 декабря 2012 года, Москва). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 240 c. – ISSN 2308-6408. – С. 174-175 (эл. версия: http://ecceconference.com/images/stories/conf2012_rus.pdf)
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.