ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Вологдина Л.И. Применение современных технологий в ДОУ

Полный текст

Вологдина Людмила Ивановна – воспитатель МБДОУ детский сад №77 (Иркутск, Россия)

Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса.

В.Г. Белинский

Сегодня использование компьютерных технологий постепенно входит в систему дошкольного воспитания. Это обусловлено требованиями современного развивающегося общества. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей [4].

Среди компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно Профессиональному стандарту педагога, отмечается владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста [1].

Стоит отметить, что ИКТ-компетентность – это не столько использование фото- и видеоматериалов, работа с текстовыми редакторами, навык поиска информации в интернете, пользование электронными носителями и почтой, а прежде всего использование инновационных цифровых технологий в образовательном процессе. Они необходимы, чтобы разнообразить обучение и идти в ногу со временем.

Использование данной технологии позволяет: преподносить дошкольникам информацию в игровой форме, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста и отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре; развивать у дошкольников исследовательские способности, познавательную активность; решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность; расширять творческие возможности педагога и повышать интерес к своей работе.

Уникальность данных технологий в том, что современный ребенок-дошкольник относится к поколению, не мыслящему жизни без гаджетов, так как дети уже на интуитивном уровне владеют новыми технологиями, которые вошли в их сознание, способы поведения и социализации. Попадая в привычную для него среду, ребенок чувствует себя увереннее, так как знает некие законы виртуальной реальности, стремится развиваться, здесь он не должен, а хочет творить, изучать.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что дошкольное детство является уникальным периодом, временем стремительного роста и развития детей. Восприимчивость к формированию способностей, которая создается в дошкольном детстве может необыкновенно обогатить развитие ребенка или, напротив, оказаться впустую растраченным и недолговечным даром. Не секрет, что правильно подобранный игровой материал открывает дополнительные возможности для умственного роста дошкольника. Благодаря программе модернизации российского образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование: интерактивные доски, столы, мультимедийные детские студии и планшеты. Современные дети очень рано сталкиваются с миром медиа. Это естественный процесс, примета нашего времени. Но то, что педагогика попытается найти путь эффективного применения нового обучающего средства, видится безусловным достижением современной системы образования. Включение интерактивного оборудования в образовательную среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка.

Для внедрения и применения интерактивного оборудования в игровое образовательное пространство дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:

• свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, личностный интерес участников игры друг к другу;

• дошкольник играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью. Интерактивное оборудование поможет обогатить ситуацию формирования способностей, которые развиваются в дошкольном детстве. Интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности;

• в деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа детей с тем или иным материалом. Чем легче ребенку будет освоить способы и приемы работы с интерактивным оборудованием, тем больше возможностей самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности у него будет. Самостоятельность является залогом развития ребенка.

С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных возможностей и темпа развития ребенка. Содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым этапом деятельности.

Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека. В первую очередь, речь идет об оперировании образами при поиске решения разнообразных научных и художественных задач. Есть все основания полагать, что именно на умение видеть мир по-детски, без шор и заслонов, опирается воображение – составная часть любого серьезного открытия.

Мы используем инновационные цифровые технологии на базе дошкольного образовательного учреждения №77. Педагоги дошкольного образовательного учреждения активно внедряют данные технологии в образовательный процесс. Тем самым способствуют созданию оптимальных условий для образования, развития и воспитания дошкольников.

Литература

  1. Инструктивное письмо от 17.07.2014г. № 03-06/068 «О внедрении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, средним общем образовании (воспитатель, учитель)» п.3.2.1.
  2. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2008.
  4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: текст документа. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.