Вологдина Людмила Ивановна – воспитатель МБДОУ детский сад №77 (Иркутск, Россия)
Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса.
В.Г. Белинский
Сегодня использование компьютерных технологий постепенно входит в систему дошкольного воспитания. Это обусловлено требованиями современного развивающегося общества. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей [4].
Среди компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно Профессиональному стандарту педагога, отмечается владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста [1].
Стоит отметить, что ИКТ-компетентность – это не столько использование фото- и видеоматериалов, работа с текстовыми редакторами, навык поиска информации в интернете, пользование электронными носителями и почтой, а прежде всего использование инновационных цифровых технологий в образовательном процессе. Они необходимы, чтобы разнообразить обучение и идти в ногу со временем.
Использование данной технологии позволяет: преподносить дошкольникам информацию в игровой форме, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста и отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре; развивать у дошкольников исследовательские способности, познавательную активность; решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность; расширять творческие возможности педагога и повышать интерес к своей работе.
Уникальность данных технологий в том, что современный ребенок-дошкольник относится к поколению, не мыслящему жизни без гаджетов, так как дети уже на интуитивном уровне владеют новыми технологиями, которые вошли в их сознание, способы поведения и социализации. Попадая в привычную для него среду, ребенок чувствует себя увереннее, так как знает некие законы виртуальной реальности, стремится развиваться, здесь он не должен, а хочет творить, изучать.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что дошкольное детство является уникальным периодом, временем стремительного роста и развития детей. Восприимчивость к формированию способностей, которая создается в дошкольном детстве может необыкновенно обогатить развитие ребенка или, напротив, оказаться впустую растраченным и недолговечным даром. Не секрет, что правильно подобранный игровой материал открывает дополнительные возможности для умственного роста дошкольника. Благодаря программе модернизации российского образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование: интерактивные доски, столы, мультимедийные детские студии и планшеты. Современные дети очень рано сталкиваются с миром медиа. Это естественный процесс, примета нашего времени. Но то, что педагогика попытается найти путь эффективного применения нового обучающего средства, видится безусловным достижением современной системы образования. Включение интерактивного оборудования в образовательную среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка.
Для внедрения и применения интерактивного оборудования в игровое образовательное пространство дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:
• свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, личностный интерес участников игры друг к другу;
• дошкольник играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью. Интерактивное оборудование поможет обогатить ситуацию формирования способностей, которые развиваются в дошкольном детстве. Интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности;
• в деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа детей с тем или иным материалом. Чем легче ребенку будет освоить способы и приемы работы с интерактивным оборудованием, тем больше возможностей самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности у него будет. Самостоятельность является залогом развития ребенка.
С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных возможностей и темпа развития ребенка. Содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым этапом деятельности.
Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека. В первую очередь, речь идет об оперировании образами при поиске решения разнообразных научных и художественных задач. Есть все основания полагать, что именно на умение видеть мир по-детски, без шор и заслонов, опирается воображение – составная часть любого серьезного открытия.
Мы используем инновационные цифровые технологии на базе дошкольного образовательного учреждения №77. Педагоги дошкольного образовательного учреждения активно внедряют данные технологии в образовательный процесс. Тем самым способствуют созданию оптимальных условий для образования, развития и воспитания дошкольников.
Ваша корзина пуста