ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Втюрина В.И. Использование современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Полный текст

Втюрина Валентина Ивановна – воспитатель, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №3» (Арзамас, Нижегородская область)

В соответствии с ФГОС ДО, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из важнейших задач. В последнее время наблюдается рост количества детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем. Это говорит о необходимости решения данной проблемы не только посредством использования достижений современной медицины, но и путем комплексного подхода к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-образовательном процессе ДОУ, а также просветительской деятельности среди педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья не только детей, но и остальных субъектов педагогического процесса (педагогов и родителей).

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников, дополняющие традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Целью здоровьесберегающих технологий в ДОУ является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника и воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, а также содействие становлению культуры профессионального здоровья воспитателей и валеологическому просвещению родителей.

К ним относятся такие технологии сохранении и поддержания здоровья как утренняя, дыхательная, бодрящая (гимнастика пробуждения), пальчиковая гимнастики, подвижные и спортивные игры, ритмопластика, динамическая пауза, коррегирующие и ортопедические упражнения, релаксация, закаливающие процедуры. Также данные технологии используются и в образовательной деятельности, в процессе физкультурных занятий, праздников и развлечений, ООД, посвященных теме «Здоровье».

Для реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ созданы все необходимые условия: оборудованный спортивный зал, спортивная площадка для проведения двигательной деятельности на воздухе, уголок двигательной активности, составлена модель двигательного режима в группе, проводится комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнца, воздуха, воды, с учётом состояния здоровья детей и местных условий.

Несмотря на созданные условия в дошкольном учреждении, основной средой формирования здоровья ребенка всегда остается семья. Родителями закладываются основы сознательного стремления ребенка к здоровью. Задачей педагога является приобщение родителей к здоровому образу жизни через рекомендации, беседы, тематические собрания, спортивные праздники, досуги и прочие формы работы.

Таким образом, комплексное применение здоровьесберегающих технологий способствует результативности и эффективности физкультурно-образовательного процесса, укреплению здоровья детей. Основная задача педагога ДОУ – вырастить здорового ребенка. Полноценное физическое развитие – это основа формирования личности. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время приоритетным направлением педагогической деятельности в ДОУ выделяется применение здоровьесберегающих технологий.

Литература

  1. Акбашев Т.Ф. Валеопедагогика как система // Проблемы педагогической валеологии. – СПб., 1997. – С. 7–10.
  2. Ковриго Н.М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача // Образование и здоровье. – Калуга, 1998. – С. 149–150.
  3. Кучма В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Гигиена и санитария. – 2000. – №1. – С. 36–40.
  4. Сухарев А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. – 2000. – №3. – С. 43–44.
  5. Тихомирова Л.Ф. Здоровый учитель – здоровые дети // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 71–75.
  6. Тихомирова Л.Ф. Об отношении детей дошкольного возраста к своему здоровью // Здоровье наших детей. – 2002. – № 1. – С. 7.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.