ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Якушева О.Г. Направления развития воспитательно-образовательного пространства детского сада

Полный текст

Якушева Ольга Георгиевна – директор МАДОУ Детский сад №15 «Страна детства» комбинированного вида (Кызыл, Республика Тыва)

Сегодня система образования перешагнула порог существенных изменений: новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования – поиска и внедрения инновационных методов и форм работы, способных обеспечить повышение качества образования, профессионального роста педагога, а также удовлетворения потребностей родителей, поиск социальных партнеров. В современных условиях реформирования образования дошкольная организация представляет собой открытую и развивающуюся систему. Поиск и освоение новых путей развития и форм работы, способствующих качественным изменениям функционирования МАДОУ Детского сада №15 «Страна детства» является приоритетной задачей коллектива учреждения.

Комплектование образовательной организации в 2021–2022 учебном году составляет 440 воспитанников от 1,5 до 7 лет. В учреждении открыто 14 групп. Из них 2 группы раннего развития, 2 младшего возраста, 1 группа для детей с тяжелыми нарушениями речи,
9 групп общеразвивающей направленности.

Реализуя задачи воспитания и образования, коллектив «Страны детства» строит работу в нескольких направлениях. Одно из них – это социокультурное развитие ребенка. На протяжении ряда лет в учреждении ведется планомерная, целенаправленная работа по созданию интегративного образовательного пространства и внедрению в деятельность инновационных проектов, реализуемых совместно с социальными партнерами учреждения.

Мы организовали сетевое взаимодействие с разными социальными партнерами города, целью которого является создание пространства активности ребенка, включение его в новые образовательные практики, которые мы реализуем, взаимодействуя с библиотеками, музеями, театрами, ТЮЗом, объектами спорта, в частности с федерациями УШУ и футбола, с образовательными организациями города и республики. Подобное взаимодействие позволяет нам качественно обогатить образовательный и воспитательный процесс, а значит, увеличить опыт, ориентированный на детское развитие.

Второе направление – взаимодействие с семьями воспитанников. Сегодня ФГОС дошкольного образования, новые тенденции образовательного процесса ориентированы на взаимодействие педагогов и родителей как партнеров. В основе сотрудничества ДОУ и родителей придерживаемся индивидуального подхода к каждой семье. Совместно с родителями проводим конференции, тематические мастер-классы, приглашаем на встречи с дошкольниками и их родителями знаменитых людей города и республики, проводим социальные акции, реализуем проекты. Благодаря такому сотрудничеству родители становятся не сторонними наблюдателями жизни детского сада, а активными ее участниками.

Значимым направлением развития учреждения стало участие коллектива детского сада в конкурсе на предоставление субсидии из федерального бюджета. Министерство просвещения РФ при поддержке правительства предлагает образовательным организациям участвовать в конкурсах грантовой поддержки, чтобы еще больше актуализировать вопросы психолого-педагогической поддержки родителей, имеющих детей от 0 до 18 лет, а также желающих принять в свои семьи приемных детей.

Наш опыт был одобрен и проект нашел поддержку и согласие в лице учредителя – Мэрии г. Кызыла, Министерства образования и науки Республики Тыва, Правительства Республики Тыва.

Нами были проанализированы материально-технические и кадровые возможности для реализации проекта. Поставлены цели и определены задачи участия в данном проекте, позволяющие понять, что и как хотим изменить для повышения компетентности педагогов в работе с детьми, каким образом разнообразить работу по взаимодействию с родителями, а также, чем пополнить развивающую предметно-пространственную среду детского сада.

Важно отметить, что с 2016 года в «Стране детства» действует консультационный центр «Доверие» для родителей, чьи дети не посещают детский сад. Консультационную поддержку родителям по всем вопросам развития и воспитания детей от 0 до 18 лет оказывают специалисты: психологи, логопеды, дефектологи, инструктор по физической культуре и ЛФК, методисты дошкольного и дополнительного образования.

Информация о реализации проекта размещена на сайте МАДОУ во вкладке «Федеральный проект», буклетах, листовках, баннерах в черте города и республики.

Благодаря постоянному изучению потребностей родителей определяем и обновляем круг актуальных вопросов консультирования специалистами Центра. В соответствии с запросами законных представителей ребенка проводим очные или заочные консультации с использованием различных мессенджеров, выездные и дистанционные консультации, размещаем информацию на страницах журнала «Мы вместе», разработаны печатные и электронные материалы по вопросам развития и воспитания детей. По просьбам родителей в рамках Школы родительских наук проходят очные встречи, где активно обсуждаются вопросы семейного воспитания, формы и методы коррекционной работы, мастер-классы, тренинги, практикумы.

Изучив потребности родителей в организации вариативных форм дошкольного образования, направленных на доступность и создание условий для плавной адаптации первоклассников к школе, в рамках Центра «Доверие» функционирует Гувернерская служба, особенностью которой является тесное взаимодействие с МБОУ СОШ №№5 и 17.

В обязанности специалиста Гувернерской службы входит:

  • Встреча ребенка после уроков.
  • Безопасная доставка в детский сад, за исключением случаев, когда родитель сам выполняет эту функцию.
  • Создание благоприятного эмоционального комфорта для детей.
  • Контроль за проведением ребенком культурно-гигиенических процедур.
  • Организация сна.
  • Соблюдение режима пребывания ребенка в ДОУ.
  • Помощь в приготовлении уроков.
  • Соблюдение графика посещения заявленных дополнительных услуг.
  • Участие ребенка в праздничных и конкурсных мероприятиях согласно плана ДОУ.
  • Тесное взаимодействие с учителями начальной школы.
  • Информирование родителей и консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка.

Для родителей, имеющих детей с проблемами развития или их предпосылки, создана Служба ранней помощи. Также в учреждении ежедневно функционирует Группа кратковременного пребывания «Будущий первоклассник» для детей 6–7 лет, не посещающих детский сад, где дети имеют возможность готовиться к школе, общаться со сверстниками, а родители получать ответы на все интересующие их вопросы о развитии малыша. Таким образом, специалисты Центра «Доверие» не только повышают педагогическую компетентность родителей, но и решают вопросы доступности дошкольного образования в регионе, повышая тем самым свой профессионализм.

Благодаря грантовой поддержке, в «Стране детства» появилось современное оборудование, игры для обучения и развития детей, электронные пособия для диагностирования и консультирования, созданы условия для специалистов и родителей.

Специалисты Центра имели уникальную возможность повысить уровень своих профессиональных компетенций на базе Московского педагогического государственного университета.

В целом участие в федеральном проекте повлекло за собой:

  • Повышение рейтинга учреждения.
  • Расширение круга социального партнерства.
  • Дополнительный финансовый доход педагогов.
  • Появление новых коммуникативных связей.
  • Повышение квалификации педагогов.
  • Открытость детского сада для семьи.
  • Создание активных форм взаимодействия детского сада и семьи.
  • Улучшение материально-технического оснащения ДОУ.
  • Новое направление в преемственности детского сада и школы.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.