ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Юрьева О.Н. Педагогические условия подготовки детей седьмого года жизни к обучению грамоте

№20 2024 Юрьева О.Н. Педагогические условия подготовки детей  седьмого года жизни к обучению грамоте
Аннотация

Актуальность. С реализацией Федеральной образовательной программы дошкольного образования подготовка детей к обучению грамоте приобрело статус первостепенной задачи образовательного процесса. Родители хотят привести детей к школьному порогу уже читающими. Поэтому не зря в образовательном разделе речевого развития, в частности в пункте «Подготовка детей к обучению грамоте» ныне акцентируется внимание на задачах, таких как знакомство с буквами и обучение чтению слогов, слов и простых предложений из 2–3 слов.

Цель исследования: теоретически обосновать и описать педагогические условия подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Методы исследования: анализ и обобщение научной, нормативной и методической литературы с точки зрения подготовки детей к обучению грамоте; диагностика подготовки дошкольников к обучению грамоте; анализ и обобщение результатов исследования, проектирование педагогической деятельности.

Выборка. В исследовании приняли участие 20 респондентов в возрасте 7 лет.

Результаты. При определении уровней готовности детей к обучению грамоте мы провели диагностику, направленную на определение: умения делить слова на слоги; умения различать согласные и гласные фонемы; умения производить звукобуквенный анализ слова; умения сливать звуковые формы слогов в слово. Полученные результаты исследования говорят о том, что в большей степени у детей преобладает критиче­ский уровень, что свидетельствует о том, что в данной возрастной группе необходимо организовать условия для обучения детей чтению и письму.

Выводы. Чтобы обучение чтению проходило весело и интересно, мы постарались добавить в Центр грамоты и письма игровые материалы и дидактические игры. Организация образовательной деятельности осуществлялась поэтапно и включала в себя следующие направления: звуковое и слоговое строение слова, слово и словесный состав предложения, чтение текстов. Основываясь на выделенных нами направлениях работы, мы разработали систему занятий по обучению чтению в году. С помощью организованной системы мероприятий мы повышали компетентность родителей и педагогов в области обучения чтению детей седьмого года жизни.

 

Список литературы
  1. Адрова Т.Н., Радина И.И. Использование игровой технологии В. Воскобовича в детском саду // Педагогическая наука и практика. — 2018. — №1. — С. 83–89.
  2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина — М.: Академия, 2000. — 400 с.
  3. Безруких М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — №2. — С. 60–66.
  4. Безруких М.М. Подготовка дошкольников к обучению грамоте // Нарушение речи у дошкольников. — 2015. — №7. — С. 10–46.
  5. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ: конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко, Н.А. Лакоценина. — Воронеж, 2012. — 190 с.
  6. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-метод. пособие/ — М.: АСТ, 2015. — 127 с.
  7. Воротягина И.Г. Внедрение развивающих игр В.В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ / И.Г. Воротягина, Е.Ю. Степанова, Н.Н. Зевакина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 88–89.
  8. Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3–7 лет / В.В. Воскобович, Т.Г. Харько. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. — 110 с.
  9. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Мышление и речь. — М.: Юрайт, 2023. — 432 с.
  10. Гурьянов Е.В. Обучение грамоте детей в детском саду // Дефектология. — 2014. — №2. — С. 36–38.
  11. Гурьянов Е.В. Формирование графических навыков письма. — М.: Наука, 2017. — 242 с.
  12. Дедовец С.Ф. Игровой комплекс «Теремки Воскобовича. Ларчик»: Воскобович Вячеслав Вадимович Методическое пособие / С.Ф. Дедовец, О.В. Корчагина, Л.В. Макогончук — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022. — 211 с.
  13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Медицина, 2015. — 374 с.
  14. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 3–7 лет. Программа, рекомендации, сценарии: методическое пособие / Л. Е. Журова, М. И. Кузнецова. — М.: Вентана-Граф, 2019. — 256 с.
  15. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет, рабочая тетрадь. — М.: Ювента, 2016. — 32 с.
  16. Максаков А.И. Учите, играя / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. — М., 2018. — 122 с.
  17. Метлин С.В. Методы обследования речи у детей / С.В. Метлин, В.В. Чиркина. — М.: РИПКРО, 2016. — 254 с.
  18. Налимова В.В. Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в речевом развитии дошкольников / В.В. Налимова, И.Н. Дымченко. // Педагогика: традиции и инновации: материалы XII Международной научной конференции. — Казань, 2021. — С. 13–15.
  19. Нищева  Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. — 256 с.
  20. Окунева С.Е. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — Кострома, 2017. — С. 112–114.
  21. Развивающие игры Воскобовича: сборник методических материалов / В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. — М.: Сфера, 2015. — 128 с.
  22. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников // Логопедия. — М.: Просвещение, 2016. — С. 122–154.
  23. Ушакова О.С. Программа и методические рекомендации по развитию речи детей седьмого года жизни. — М., 2021. — 221 с.
  24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do
  25. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный документ]. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028
  26. Филичева Т.Б. Комплексное обследование речевого и психомоторного развития дошкольника. Диагностический альбом (6–7 лет) / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Н.В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022. — 40 с.
  27. Чиркина Г.В. Подготовка к обучению грамоте // Дефектология. — 2015. — №1. — С. 64–65.
  28. Чтение через игру. Формирование читательских компетенций у детей средствами развивающих игр: методическое пособие / Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. — М.: Сфера, 2015. — 344 с.
  29. Эльконин Д.Б. Обучение дошкольников грамоте по методикам / Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Н.В. Дурова // Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. УМК «Обучение дошкольников грамоте». — М.: Школьная Пресса, 2011. — 192 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

подготовка дошкольников к школе, развитие речи, обучение грамоте школьников, чтение и письмо, предшкольники