Юрлова Светлана Анатольевна – старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №11 «Светлячок» (Сергач, Нижегородская область)
Бобб Диана Асхатовна – воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад №11 «Светлячок» (Сергач, Нижегородская область)
В статье представлен опыт работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста. Дается перечень и краткое описание игр, занятий, которые позволяют педагогу обеспечить развитие детей раннего возраста через сенсорное развитие. Одним из условий решения этой задачи является развитие детей через сенсорное развитие.
Ключевые слова: ранний возраст, адаптация, детский сад, предметная деятельность, игровая деятельность, мелкая моторика, сенсорное развитие.
Ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако подрастающему малышу для полноценного развития природных способностей уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.
Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда ребенок впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий, важно помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.
Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания без правильного сенсорного развития могут оказаться ложными или неполными.
К сожалению, многие родители, уделяя основное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребенок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Главным фактором в раннем развитии ребенка является не упустить время!
По исследованиям психологов, ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30–40%.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. В раннем детстве восприятие остается несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.
Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие является фундаментом для общего умственного развития малыша, и имеет совершенно самостоятельное значение как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий.
Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоения им перспективных действий, которые в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным. На первых порах ребенок не владеет способами зрительного соотношения предметов и выполняет соотношение действий на основе внешних ориентировочных действий.
На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов. Ребенок переходит к зрительному соотношению свойств предметов, меркой которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.
Слова, обозначающие признаки предметов, дети раннего возраста усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности.
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:
– в образовательной деятельности (включение задач сенсорного воспитания, их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу планомерно формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей, практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт);
– в повседневной жизни (происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, явлениями общественной жизни, миром вещей, созданных руками человека).
Данное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются правильные представления о цвете, форме, величине, о признаках и др.
Такое развитие создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Приоритетными задачами по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста являются:
Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.
От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о форме, цвете, размере, вкусе и запахе. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаке предметов, а также закреплении сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.
Сенсорными примерами для детей на раннем этапе развития принято считать:
Сенсорное развитие детей осуществляется через следующие формы и методы работы:
– Игра–эксперимент. Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома такие материалы как песок и вода.
– Игры с водой. Одним из любимых детских занятий являются занятия под наблюдением воспитателя, педагога дополнительного образования, психолога. Вода возбуждает ребенка, поэтому вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале детей учат опускать руки в воду, шевелить пальчиками. Затем учат ловить игрушки сачком, пускать кораблики, лодочки. В процессе игры необходимо постоянно поддерживать интерес.
На базе детского сада «Светлячок» проходят районо-методические объединения для воспитателей групп раннего возраста, где педагоги делятся опытом работы.
В рамках данного объединения воспитатель первой младшей группы Бобб Д.А. показала открытые занятия на темы: «Ох, водичка хороша!», «Котенька-коток», «Шары и кубики».
Педагог дополнительного образования Чиркова Г.А. показала занятие «Кто в аквариуме живет?».
Педагог-психолог Саватеева О.В. представила релаксационные игры с прищепками, игры-медитации. Целью этих занятий является снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативной речи и воображения. Данные мероприятия направлены на организацию образовательного пространства по обмену педагогическим опытом, обеспечение методической поддержки воспитателей города Сергач, работающих с детьми раннего возраста, условий их профессионального роста.
Для воспитания и развития детей раннего возраста через сенсорное развитие педагогами созданы следующие дидактические пособия: многофункциональное пособие «Ширма-трансформер и карманы-органайзеры»; дидактическое пособие по сенсорике «Паровозик»; развивающее пособие «Сенсорные игры: развиваем все пять чувств».
Знакомя детей с разнообразными деревьями, Чиркова Г.А. обращает внимание на то, что стволы некоторых – гладкие, другие всегда шероховатые. Для того чтобы понять смысл этих слов, детям нужно всего лишь дотронуться рукой, погладить ствол. Чтобы заинтересовать малышей, иногда нужно брать на прогулку игрушки: куклу, мишку и т.д.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущей целью является создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, развития компетентности родителей, обеспечения права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Для сотрудничества с родителями воспитатели размещают в информационных уголках для родителей консультационные памятки, буклеты, папки-передвижки по сенсорному развитию, проводят индивидуальные беседы, родительские собрания, семинары.
Правильно развивать ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям в сенсорном развитии детей, привлекать их к участию в совместной работе.
В заключение хочется сказать, что сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способность к оценке происходящих событий. Ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями. В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок, а уровень развития сенсорных и умственных способностей. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать окружающий мир.
Ваша корзина пуста