ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Захарова О.Н. Знакомство дошкольников с государственной символикой Российской Федерации

Полный текст

Захарова Ольга Николаевна – заведующая, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» (Рязань, Россия)

В статье представлен опыт по ознакомлению дошкольников с государственной символикой России, раскрыты основные принципы такой работы и даны методические рекомендации по организации такой работы в детском саду. Статья может пригодиться педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, а также родителям дошкольников и младших школьников.

Патриотические чувства закладываются и развиваются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в условиях определенной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно и естественно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа. Поэтому в основе формирования патриотизма лежат глубокие чувства любви и привязанности к культуре своей страны, своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в самом широком смысле слова.

Естественное развитие чувства привязанности к родительским ценностям становится предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания. Затем на его основе формируются убеждения и готовность действовать определенным образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воспитания.

В настоящее время Правительство Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации уделяют больше внимания решению проблем патриотического воспитания. Понятно, что уже на этапе дошкольного детства взрослые должны способствовать воспитанию в детях патриотических чувств: любви к семье, детскому саду, родной природе, уважительного отношения к истории и соотечественникам, осознания себя как гражданина, относящегося с уважением и гордостью к ее символам: флагу, гимну и гербу. Однако невозможно воспитать уважение и гордость за то, о чем дети имеют минимальные представления или не имеют их вовсе. Соответственно, уже на этапе дошкольного детства необходимо знакомить детей с флагом, гимном и гербом Российской Федерации. Задача непростая, так как даже взрослым непросто понять, принять, запомнить историю происхождения символов, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции.

Знакомство с государственными символами в детском саду традиционно было частью задач патриотического воспитания в «старой» советской системе образования. Позже «старые» советские символы были заменены новыми.

Я начала заниматься этой проблемой в 2004 году. Тогда символы государства были очень молодыми и однозначного отношения к ним в обществе не было. Сейчас ситуация в корне изменилась, но при этом многие взрослые по-прежнему не знают и не понимают символизма и образности, заложенных в них.

Задача воспитателя детского сада значительно усложняется. Это связано не только с объемом содержания материала, предлагаемого детям этого возраста, но и с подбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до ребенка-дошкольника и сделать момент знакомства интересным и запоминающимся. Так появился цикл занятий «Какого цвета Родина?». Основная цель цикла – воспитывать уважение к людям, любовь к стране, гордость за нее, уважение к символам Российской Федерации. Эта цель является единой для всех занятий цикла.

В этой статье я хотела бы особо остановиться на принципах ознакомления дошкольников с государственной символикой Российской Федерации.

Знакомство дошкольников с государственными символами Российской Федерации, с одной стороны, естественно, должно быть частью комплексного воспитательно-образовательного процесса, построенного на основе определения доминирующих задач базовой программы, с другой стороны – опираться на следующие принципы:

1. Принцип постепенного перехода от наиболее близких, лично значимых событий
к наименее близким: культурно-историческим событиям, то есть от простых и понятных
к более сложным.

2. Необходимость формирования личностного отношения к фактам, событиям, явлениям жизни, создание условий для активного включения детей в социальную действительность, повышение личностной значимости происходящего вокруг них.

3. Развитие музейной педагогики, позволяющей ребенку вести диалог с культурным наследием прошлого и настоящего.

4. Реализация деятельностного подхода для ознакомления детей со знаниями о природе и культуре Родины, ее государственных символах, то есть выбор для себя деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства и представления об увиденном
и услышанном.

5. Сознательный выбор методов и приемов приобщения детей к государственной символике. Сам предмет изучения не позволяет использовать некоторые приемы, например, дидактическую игру «Собери из частей».

6. Необходимость создания в группе и в дошкольном образовательном учреждении в целом развивающей среды, способствующей развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

7. Принцип тесного взаимодействия с родителями.

8. Принцип историзма. Реализуется через сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится для дошкольников к двум временным понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (сейчас). Это связано с недостаточной исторической осведомленностью у детей этого возраста: они не могут представить себе историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить отдаленность тех или иных событий. Кроме того, дошкольникам достаточно при изложении материала представить лишь одну версию того или иного факта или события. Информация должна быть научной, но выбор следует делать исходя из того, какая версия будет наиболее понятна ребенку и какую из версий можно наиболее интересно, эмоционально и наглядно представить.

9. Принцип интеграции. Знакомство с государственными символами Российской Федерации может стать стержнем, вокруг которого объединяются различные виды детской деятельности и различные отрасли знаний. Этот принцип также может быть реализован через сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.д.

10. Принцип единства эмоций, действий, интеллекта. На мой взгляд, это самый главный принцип. Он предполагает, что все, что ребенок получает в процессе познания в детском саду, должно проходить через его сердце, руки и мозг. В этой триаде эмоции на первом месте, так как все, что проходит через душу человека, остается в ней. Это касается и детей. Иногда что-то забывается, некоторые факты и события стираются в памяти, но пережитые в детстве чувства и эмоции остаются с человеком надолго, иногда на всю жизнь.

Следующий аспект, по которому до сих пор нет единого мнения, – это вопрос о последовательности изучения символов государства. В методической литературе по этому поводу можно найти разные мнения. Предлагаю при ознакомлении дошкольников с государственной символикой использовать следующую последовательность:

1. Государственный флаг Российской Федерации.
2. Государственный гимн Российской Федерации.
3. Герб Москвы (не является государственным символом).
4. Государственный герб Российской Федерации.

На мой взгляд, такая последовательность является наиболее подходящей при работе с дошкольниками. Позвольте мне объяснить, почему.

Первоочередное знакомство с государственным флагом РФ обусловлено двумя причинами. В первую очередь, с изображением российского триколора дети встречаются наиболее часто: на улицах, открытках, плакатах, в телевизионных заставках, одежде, сувенирах и т. д. Во-вторых, знакомясь с российским флагом, ребенку нужно понимать только две вещи: цвета, из которых «состоит» флаг, и их взаимное расположение.

Далее следует знакомство с государственным гимном Российской Федерации. Гимн России – это песня, то есть в нем есть две составляющие: текст и музыка. Обе составляющие необходимо подвергнуть анализу, пускай и элементарному. А поскольку государственные символы любой страны имеют единую цветовую схему, дети вместе со взрослым должны найти отображение трех полос (трех цветов) флага как в словах, так и в музыке. Без сомнения, эта задача сложнее, чем запоминание символики трех цветов и их взаимного расположения. Кроме того, такая последовательность позволяет еще раз вернуться к повторению символического значения цвета в символике России во время урока «Гимн России».

Далее предлагаю проводить отдельное занятие на тему «Герб Москвы». Это занятие очень важное, так как герб Москвы хоть и не относится к числу государственных символов, но впоследствии станет одним из центральных элементов в анализе герба России. Детям предлагается рассмотреть форму московского герба и узнать, что она символизирует. Также дошкольникам предлагается легенда в виде театрализации, из которой они узнают, кто изображен на московском гербе. К этому времени дети уже знакомы с основными цветами герба. Эти знания уже не раз закреплялись, позволяя детям попробовать самостоятельно проанализировать, что представляет собой всадник на белом коне, за плечами которого развевается синий плащ. Черный цвет – это «новый» цвет, но его символическое значение не вызывает трудности у детей.

И только после этого считаю возможным проведение занятия-исследования «Герб России». К этому моменту дети самостоятельно смогут рассказать о форме герба и о том, что она символизирует, видят и рассказывают, кто изображен в центре герба России и какова символика этого расположения, они твердо понимают символическое значение основных цветов. Взрослый обращает внимание детей на двуглавого орла и спрашивает, что это за птица, какая она, на что похожи ее крылья. Информацию о трех коронах, перевитых лентой, скипетре и державе педагог сообщает в ознакомительном порядке. Дети обязательно вернутся к обсуждению этой темы в более старшем возрасте.

Такая последовательность изучения государственных символов Российской Федерации соответствует одному из основных дидактических принципов – от простого к сложному,
и, как показывает практика, дает замечательные результаты.

Предлагаю вашему вниманию тематический план цикла занятий «Какого цвета Родина?» (старший дошкольный возраст):


Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.