Завьялова Наталия Эдуардовна – старший воспитатель, педагог-психолог, МБДОУ №29 (Ковров, Владимирская область)
Размышления о России – особая статья идейных поисков в нашем Отечестве. Уж сколько веков не спадает напряжение двух полюсов, выраженных идеями о «человеке мира» и национальном патриотизме. И сегодня мы находимся под воздействием этих же магнетических идей, хотя порой выражаем их по-новому витиевато. Говорим о «полиэтнокультурной компетенции в многоэтничном, мультикультурном, интегрированном и динамично развивающемся обществе современной России». Но главное – мы по-прежнему учим детей знать и любить ее.
Формирование у дошкольников полиэтнокультурной компетенции, открывающей возможности для позитивной социализации, личностного развития детей, воспитания «человека мира» в современном обществе, – важное направление деятельности педагогов ДОО. Однако, обратив на эту задачу особо пристальное внимание, наш коллектив столкнулся с рядом проблем, одна из которых – малое количество дидактического материала и развивающих игр в рамках полиэтнокультурного образования детей дошкольного возраста. Это послужило толчком к нашей дальнейшей работе, итогом которой стало создание дидактического пособия «Поедем-поглядим, про страну поговорим!».
Пособие по формированию полиэтнокультурной компетенции у детей 5–7 лет включает в себя:
Игры, звуковые и видеосюжеты, наглядно-иллюстративный материал могут использоваться как при организации педагогами образовательной деятельности (в качестве мотивационного этапа или части занятия), так и в совместной игровой деятельности детей со сверстниками и взрослыми.
Игры «Маршрут построен, или Путешествие по России», «Магнитная азбука народов России», лото «Дома России», «Игровой словарь» могут стать действенным инструментом для мониторинга уровня формирования у детей представлений о жизни и культуре народов России, развития словарного запаса, связной речи дошкольников. Также их можно использовать в качестве тематического игрового мониторинга профессиональной компетентности воспитателей по вопросам полиэтнокультурного образования детей 5–7 лет в интерактивных формах работы старшего воспитателя с педагогами ДОО.
Предлагаем читателям журнала описание авторских дидактических игр «Магнитная азбука народов России» и «Маршрут построен, или Путешествие по России».
«Магнитная азбука народов России» объединяет в себе множество игровых заданий, количество которых может варьироваться в зависимости от кругозора дошкольников и фантазии педагога. Игры с буквами сочетаются с играми с костюмами народов России в виде магнитов, рисованием, элементами театрализованной и режиссерской игры дошкольников.
«Магнитная азбука народов России» позволяет педагогу осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в полиэтнокультурном образовании каждого дошкольника возрастной группы.
Игровое поле «Магнитной азбуки народов России» состоит из двух соединенных вместе магнитных панелей формата А3, на которых можно рисовать цветными маркерами. На обороте в папке находится игровой материал (карточки на магнитной основе):
Игра предназначена для детей 5–7 лет (и старше).
Оптимальное количество игроков: 2 человека.
Дидактические задачи, решаемые в ходе игровой деятельности:
Игру «Маршрут построен, или Путешествие по России» можно использовать в качестве диагностического материала для отслеживания результатов проведенной работы с детьми по ознакомлению с историей и культурой народов России, развитию словарного запаса и связной речи детей.
Оборудование. Географическая карта России для детей; карточки с изображениями представителей народов России; карточки с изображениями самолета, парохода, поезда; «игровой словарь», фонотека звучания звуков природы, мелодий и голосов народов России; карточки на магнитной основе с изображениями мальчика и девочки, а также традиционных костюмов народов России.
Предназначена для детей в возрасте 5–7 лет.
Оптимальное количество игроков: от 2 до 4 человек.
Дидактические задачи, решаемые в ходе игровой деятельности:
Игровое поле – географическая карта России с обозначением названий основных географических объектов и представителей народов России. На малых карточках с одной стороны находятся изображения мальчика и девочки в национальных костюмах, с другой – название костюма, которое ребенок 5–7 лет может прочесть сам.
Педагог предлагает участникам игры решить, в какое путешествие они хотят отправиться. Мотивацией к «путешествию» по России могут стать магниты и сувениры, привезенные детьми из поездок с родителями; экспонаты выставки «В каждом посаде в своем наряде» (куклы в народных костюмах); иллюстрации и плакаты методического пособия; материалы фонотеки, просмотр видеосюжетов.
Вариантов игры может быть множество. Приведем некоторые из них.
Цель: формирование у детей целостной системы представлений о стране и земном шаре; знакомство с понятием «карта» и способом ее «чтения»; уточнение представления о том, что карта – уменьшенное во много раз изображение земной поверхности на плоскости.
Содержание совместной деятельности взрослого и детей
Рассматривание закрепленной на доске или разложенной на столе карты.
Педагог показывает на карте моря, реки, горы, города и т.д., обращая внимание детей на их цветовое и знаковое обозначение.
Рассказывает: «Карта – это изображение нашей Земли, страны, уменьшенное во много раз. Посмотрите на ваши фотографии, а теперь посмотрите друг на друга. На фотографии вы намного меньше, чем на самом деле. Так же и на карте изображены реки и моря, города и горы, уменьшенные во много раз».
Цель: формирование навыков «чтения» карты: выбор маршрута от одного географического объекта до другого.
Содержание совместной деятельности взрослого и детей
Выбор способа путешествия (по воде, по суше, по воздуху).
Дети по желанию выбирают карточки с изображением самолета, парохода, поезда или автомобиля. Затем находят на карте конечную точку маршрута и вместе с педагогом прокладывают путь туда, где проживает тот или иной народ России (в качестве подсказки на карте имеются изображения представителей различных этносов). Исследуют новую территорию, ее границы и рельеф. Помещают на нее карточки на бумажной или магнитной основе с изображениями детей в народном костюме.
Цель: систематизация и обобщение представлений дошкольников об укладе жизни, ремеслах, промыслах, традициях народов России. Развитие речи.
Содержание совместной деятельности взрослого и детей
Дети по желанию выбирают магнитные карточки (куклы с изображением представителей различных этносов). Затем помещают карточку на географическую карту в регион их проживания. Рассказывают о жизни и культуре народа, вспоминают сказки, пословицы, песни, народные игры.
В ходе совместных занятий и игр с воспитателями и во время самостоятельной игровой и творческой деятельности систематически проводились наблюдения за дошкольниками. Дети, которые посещали познавательные и игровые занятия с использованием дидактического пособия, легче и быстрее воспринимали и усваивали познавательный материал. Самостоятельно играли в игру «Маршрут построен, или Путешествие по России» (приносили из дома магниты и сувениры с маршрутов семейных путешествий, с удовольствием «читали» карту), в игру-лото «Дома России» и в «Магнитную азбуку народов России». Карточки в виде магнитов с героями в костюмах использовали в театрализованной игре в «магнитный» театр, обыгрывая сюжеты сказок народов России. Перед тихим часом и в вечернее время с удовольствием слушали аудиосказки народов России из фонотеки.
Работа с материалами пособия вызвала у некоторых воспитанников интерес к коллекционированию магнитов и сувениров с мест семейных путешествий, а значит, способствовала и развитию познавательной активности детей, любознательности, инициативы – тех личностных качеств, которые необходимы гражданину многоэтничного, поликультурного, интегрированного, динамично развивающегося общества современной России.
* Материал предоставлен информационным партнером форума «Ориентиры детства 3.0» –журналом «Обруч»
Ваша корзина пуста