ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Завьялова Н.Э. Россия: маршрут построен!

Полный текст

Завьялова Наталия Эдуардовна – старший воспитатель, педагог-психолог, МБДОУ №29 (Ковров, Владимирская область)

Размышления о России – особая статья идейных поисков в нашем Отечестве. Уж сколько веков не спадает напряжение двух полюсов, выраженных идеями о «человеке мира» и национальном патриотизме. И сегодня мы находимся под воздействием этих же магнетических идей, хотя порой выражаем их по-новому витиевато. Говорим о «полиэтнокультурной компетенции в многоэтничном, мультикультурном, интегрированном и динамично развивающемся обществе современной России». Но главное – мы по-прежнему учим детей знать и любить ее.

Формирование у дошкольников полиэтнокультурной компетенции, открывающей возможности для позитивной социализации, личностного развития детей, воспитания «человека мира» в современном обществе, – важное направление деятельности педагогов ДОО. Однако, обратив на эту задачу особо пристальное внимание, наш коллектив столкнулся с рядом проблем, одна из которых – малое количество дидактического материала и развивающих игр в рамках полиэтнокультурного образования детей дошкольного возраста. Это послужило толчком к нашей дальнейшей работе, итогом которой стало создание дидактического пособия «Поедем-поглядим, про страну поговорим!».

Пособие по формированию полиэтнокультурной компетенции у детей 5–7 лет включает в себя:

  • описание структурных компонентов;
  • технологическую карту модели планирования образовательной деятельности педагога с воспитанниками с учетом принципа интеграции образовательных областей в рамках единого тематического поля;
  • авторский диагностический материал для педагогического мониторинга уровня развития познавательной и социально-эмоциональной компетенции детей 5–7 лет;
  • наглядно-иллюстративный материал, необходимый для эффективного использования развивающих игр;
  • авторские дидактические развивающие игры: «Дома России»; «Маршрут построен, или Путешествие по России»; «Магнитная азбука народов России»; «Россия – наш общий дом!»;
  • фотографии к сюжетам игр и занятий с детьми;
  • фонотеку мелодий и речи народов России;
  • видеотеку для ознакомления дошкольников с географической картой, особенностями жизни и деятельности представителей разных народов, народными промыслами и ремеслами.

Игры, звуковые и видеосюжеты, наглядно-иллюстративный материал могут использоваться как при организации педагогами образовательной деятельности (в качестве мотивационного этапа или части занятия), так и в совместной игровой деятельности детей со сверстниками и взрослыми.

Игры «Маршрут построен, или Путешествие по России», «Магнитная азбука народов России», лото «Дома России», «Игровой словарь» могут стать действенным инструментом для мониторинга уровня формирования у детей представлений о жизни и культуре народов России, развития словарного запаса, связной речи дошкольников. Также их можно использовать в качестве тематического игрового мониторинга профессиональной компетентности воспитателей по вопросам полиэтнокультурного образования детей 5–7 лет в интерактивных формах работы старшего воспитателя с педагогами ДОО.

Предлагаем читателям журнала описание авторских дидактических игр «Магнитная азбука народов России» и «Маршрут построен, или Путешествие по России».

«Магнитная азбука народов России»

«Магнитная азбука народов России» объединяет в себе множество игровых заданий, количество которых может варьироваться в зависимости от кругозора дошкольников и фантазии педагога. Игры с буквами сочетаются с играми с костюмами народов России в виде магнитов, рисованием, элементами театрализованной и режиссерской игры дошкольников.

«Магнитная азбука народов России» позволяет педагогу осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в полиэтнокультурном образовании каждого дошкольника возрастной группы.

Игровое поле «Магнитной азбуки народов России» состоит из двух соединенных вместе магнитных панелей формата А3, на которых можно рисовать цветными маркерами. На обороте в папке находится игровой материал (карточки на магнитной основе):

  • игровые персонажи (мальчик и девочка);
  • костюмы представителей 10 народов России;
  • карточки с изображениями традиционных жилищ разных народов России;
  • карточки с изображениями букв русского алфавита;
  • детская географическая карта России на магнитной основе;
  • цветные маркеры на водной основе и ластик.

Игра предназначена для детей 5–7 лет (и старше).

Оптимальное количество игроков: 2 человека.

Дидактические задачи, решаемые в ходе игровой деятельности:

  • развитие чувства патриотизма;
  • активизация познавательной активности дошкольников;
  • знакомство с элементарными представлениями о географической карте России, климатических зонах страны;
  • уточнение и обобщение представления детей о разных народах России;
  • формирование представлений о взаимосвязи особенностей традиционного жилища, жизни, труда людей и природно-климатических условий;
  • развитие речи дошкольников: расширение словарного запаса, активизация использования в речи слов, обозначающих предметы быта, названия элементов традиционного национального костюма, жилища, видов деятельности, ремесел, народных промыслов, развитие связной монологической речи, коммуникативной функции речи, предпосылок к обучению грамоте;
  • уточнение и обобщение представления детей о национальных костюмах народов России;
  • развитие воображения;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук.

Варианты игровых заданий

Составь слова

  • Составить из букв названия народов России, начинающиеся на определенную букву (например, татары, башкиры, буряты, осетины и т.д.).
  • Выложить на магнитном поле соответствующие карточки-стимулы (игровые герои в народных костюмах, традиционные жилища, народные промыслы).
  • Составить из букв слова-образы и слова-символы (например, балалайка, баранки, блины, березка, богатыри и т.д.); названия сказок народов России; имена представителей разных народов.
  • Найти «буквы-близнецы» в названиях народов, символов, образов.

Найди костюм

  • Педагог выбирает карточку со знакомым ребенку национальным костюмом и предлагает ему подобрать такой же наряд для куклы (девочки или мальчика), составить из букв название народа.
  • Педагог выбирает национальный костюм для куклы-девочки и предлагает ребенку подобрать такой же для куклы-мальчика, рассмотреть костюмы, вспомнить названия основных элементов одежды, выложить их названия из магнитных букв.

Костюмы друзей

  • Педагог предлагает сравнить два похожих национальных костюма (например, русский северный и русский южный), «нарядить» в них куклы и обыграть «встречу друзей».
  • • Педагог предлагает сравнить два разных костюма (например, русский и татар­ский), «нарядить» в них куклы и обыграть «встречу друзей».

Маршрут построен, или Путешествие по России

Игру «Маршрут построен, или Путешествие по России» можно использовать в качест­ве диагностического материала для отслеживания результатов проведенной работы с детьми по ознакомлению с историей и культурой народов России, развитию словарного запаса и связной речи детей.

Оборудование. Географическая карта России для детей; карточки с изображениями представителей народов России; карточки с изображениями самолета, парохода, поезда; «игровой словарь», фонотека звучания звуков природы, мелодий и голосов народов России; карточки на магнитной основе с изображениями мальчика и девочки, а также традиционных костюмов народов России.

Предназначена для детей в возрасте 5–7 лет.

Оптимальное количество игроков: от 2 до 4 человек.

Дидактические задачи, решаемые в ходе игровой деятельности:

  • формирование элементарных представлений о географической карте России, климатических зонах страны;
  • развитие чувства патриотизма;
  • активизация познавательной активности дошкольников;
  • знакомство с элементарными представлениями о географической карте России, климатических зонах страны;
  • уточнение и обобщение представления детей о разных народах России;
  • формирование представлений о взаимосвязи особенностей традиционного жилища, жизни, труда людей и природно-климатических условий;
  • развитие речи дошкольников: расширение словарного запаса, активизация использования в речи слов, обозначающих предметы быта, названия элементов традиционного национального костюма, жилища, видов деятельности, ремесел, народных промыслов, развитие связной монологической речи, коммуникативной функции речи, предпосылок к обучению грамоте;
  • уточнение и обобщение представления детей о национальных костюмах народов России;
  • развитие воображения;
  • развитие познавательной активности дошкольников.

Ход игры

Игровое поле – географическая карта России с обозначением названий основных географических объектов и представителей народов России. На малых карточках с одной стороны находятся изображения мальчика и девочки в национальных костюмах, с другой – название костюма, которое ребенок 5–7 лет может прочесть сам.

Педагог предлагает участникам игры решить, в какое путешествие они хотят отправиться. Мотивацией к «путешествию» по России могут стать магниты и сувениры, привезенные детьми из поездок с родителями; экспонаты выставки «В каждом посаде в своем наряде» (куклы в народных костюмах); иллюстрации и плакаты методического пособия; материалы фонотеки, просмотр видеосюжетов.

Вариантов игры может быть множество. Приведем некоторые из них.

1. «Читаем» карту России

Цель: формирование у детей целостной системы представлений о стране и земном шаре; знакомство с понятием «карта» и способом ее «чтения»; уточнение представления о том, что карта – уменьшенное во много раз изображение земной поверхности на плоскости.

Содержание совместной деятельности взрослого и детей

Рассматривание закрепленной на доске или разложенной на столе карты.

Педагог показывает на карте моря, реки, горы, города и т.д., обращая внимание детей на их цветовое и знаковое обозначение.

Рассказывает: «Карта – это изображение нашей Земли, страны, уменьшенное во много раз. Посмотрите на ваши фотографии, а теперь посмотрите друг на друга. На фотографии вы намного меньше, чем на самом деле. Так же и на карте изображены реки и моря, города и горы, уменьшенные во много раз».

2. Путешествуем по суше, морям и рекам

Цель: формирование навыков «чтения» карты: выбор маршрута от одного географического объекта до другого.

Содержание совместной деятельности взрослого и детей

Выбор способа путешествия (по воде, по суше, по воздуху).

Дети по желанию выбирают карточки с изображением самолета, парохода, поезда или автомобиля. Затем находят на карте конечную точку маршрута и вместе с педагогом прокладывают путь туда, где проживает тот или иной народ России (в качестве подсказки на карте имеются изображения представителей различных этносов). Исследуют новую территорию, ее границы и рельеф. Помещают на нее карточки на бумажной или магнитной основе с изображениями детей в народном костюме.

3. Проводим экскурсию для друзей

Цель: систематизация и обобщение представлений дошкольников об укладе жизни, ремеслах, промыслах, традициях народов России. Развитие речи.

Содержание совместной деятельности взрослого и детей

Дети по желанию выбирают магнитные карточки (куклы с изображением представителей различных этносов). Затем помещают карточку на географическую карту в регион их проживания. Рассказывают о жизни и культуре народа, вспоминают сказки, пословицы, песни, народные игры.

В ходе совместных занятий и игр с воспитателями и во время самостоятельной игровой и творческой деятельности систематически проводились наблюдения за дошкольниками. Дети, которые посещали познавательные и игровые занятия с использованием дидактического пособия, легче и быстрее воспринимали и усваивали познавательный материал. Самостоятельно играли в игру «Маршрут построен, или Путешествие по России» (приносили из дома магниты и сувениры с маршрутов семейных путешествий, с удовольствием «читали» карту), в игру-лото «Дома России» и в «Магнитную азбуку народов России». Карточки в виде магнитов с героями в костюмах использовали в театрализованной игре в «магнитный» театр, обыгрывая сюжеты сказок народов России. Перед тихим часом и в вечернее время с удовольствием слушали аудиосказки народов России из фонотеки.

Работа с материалами пособия вызвала у некоторых воспитанников интерес к коллекционированию магнитов и сувениров с мест семейных путешествий, а значит, способствовала и развитию познавательной активности детей, любознательности, инициативы – тех личностных качеств, которые необходимы гражданину многоэтничного, поликультурного, интегрированного, динамично развивающегося общества современной России.

* Материал предоставлен информационным партнером форума «Ориентиры детства 3.0» –журналом «Обруч»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.