ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Желтикова А.А. Теоретические и методологические основы методики коррекции ошибок согласования в роде у детей с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация

В статье предпринята попытка систематизировать и описать теоретические и методологические основы методики коррекции ошибок согласования в роде у детей с тяжелыми нарушениями речи. Целью работы является разработка методики логопедической работы по исправлению ошибок выбора родовых окончаний. Значимость данной темы растет с каждым годом, поскольку до сих не описана целостная методика работы по коррекции данного нарушения и ее теоретические основания. Анализ работ отечественных ученых, занимающихся изучением детей с нарушениями речи, становлением детской речи при нормальном речевом онтогенезе и исследованием функционирования языка на всех его уровнях, позволяет выработать такие основания. В статье рассмотрены как характер трудностей, с которыми сталкиваются дети с нарушениями речи при анализе языковых фактов, так и последовательность, механизм и условия, при которых ребенок усваивает грамматическую категорию рода при нормальном речевом онтогенезе. Также в статье дается обзор современных представлений о том, как организуются и реализуются средства выражения языковых категорий, что позволяет выработать целевые ориентиры для коррекционной работы. На основании этого предлагаются основные этапы и методы логопедической работы по коррекции ошибок согласования в роде у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Список литературы
  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. (2000). Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия».
  2. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. (2005). Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР».
  3. Бондарко, А.В. (2001). Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. — М: УССР.
  4. Введенская, М.Н. (2023). Каркас русской грамматики // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. — Т. 165, кн. 3. С. 67–78.
  5. Всеволодова, М.Н. (2009). Поля, категории и концепты в грамматической системе языка // Вопросы языкознания. №3.
  6. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. (1999). Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: Издательство «СОЮЗ».
  7. Цейтлин, С.Н. (2009). Очерки по словообразования и формообразованию в детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Языки славянской культуры.
  8. Цейтлин, С.Н. (2021). Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательство «ВЛАДОС».
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

дети с тяжелыми нарушениями речи, логопедическая работа, ошибки согласования в роде, грамматическая категория рода, речевой онтогенез, план значения/содержания, план выражения, импрессивная речь, экспрессивная речь, уровни понимания речи, развитие языковых процессов, формирование языковых обобщений