Комарова Ирина Ильинична, кандидат исторических наук, проректор МПАДО, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России, академик Российской муниципальной академии, прибавила к своим титулам еще и звание обладателя юбилейного знака «100-летие Якутской АССР», который учрежден указом главы Республики Саха (Якутия) за особый вклад в развитие региона.
Торжественная церемония вручения состоялась 8 июля 2022 года в Москве, в постоянном представительстве Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации.
Юбилейный знак олицетворяет сохранение исторического наследия, неразрывную связь времен и поколений и вручается гражданам, которые достигли значимых успехов в своей области деятельности и внесли особый вклад в развитие республики.
Награду И.И. Комаровой вручил первый заместитель постоянного представителя Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ Сафронов Александр Дмитриевич, который отметил, что республика высоко оценивает большой вклад, который Ирина Комарова внесла в развитие науки, культуры и образования Якутии, и эта награда – дань признательности и уважения. Так, проект Республики Саха (Якутия) «Одаренный ребенок», автором и руководителем которого является И.И. Комарова, назван одной из лучших региональных практик в области образования и призван Министерством просвещения РФ в 2019 году лучшим в системе дошкольного образования. В республике очень успешно развиваются и другие проекты И.И. Комаровой для системы дошкольного образования: «Ранняя помощь», «Научный театр».
Ирина Ильинична является главным редактором крупных системных проектов по информатизации системы дошкольного образования: информационная система методической поддержки педагогов дошкольного образования «Виртуальный детский сад» (МОН РФ), «Раннее выявление отклонений в развитии детей от 0 до 3» (МОН РФ), «Система непрерывного повышения квалификации педагогов-дошкольников» (АСИ), которые также хорошо известны якутским педагогам.
После церемонии награждения по традиции – поздравления от коллег, дочерей и небольшое экспресс-интервью.
– Ирина Ильинична, расскажите, пожалуйста, как так случилось, что далекая Якутия вошла в Вашу жизнь настолько близко?
– Это загадочная история, которая началась очень просто: «У меня зазвонил телефон…». Звонила моя знакомая, которая попросила помочь: ей заказали Концепцию Арктического центра для Якутии. Темой Арктики и ее экологии занимался отдел, в котором я работала. Мы только-только закончили разработку проекта по очистке архипелага Земля Франца-Иосифа от загрязнения. Мне было интересно, и я согласилась.
Мы прибыли в Якутию по приглашению заместителя Председателя Правительства Феодосии Васильевны Габышевой, и когда въезжали в Хангаласский улус, нам навстречу вылетел табун белых лошадей!!! Феодосия Васильевна сказала: «Ну теперь я уверена: у нас все получится, и вы будете постоянно приезжать в Якутию». Тогда я ей не поверила…
Но приметы здесь сбываются, особенно хорошие. Жизнь показала, что в Якутию я езжу постоянно. И чем больше узнаю этот край и его людей, тем интереснее становится.
– А каким образом складывались Ваши личные теплые отношения с краем вечной мерзлоты и с живущими здесь людьми?
Феодосия Васильевна познакомила меня с уникальными людьми и организациями. Это и Арктический государственный институт культуры и искусства, который возглавляет Саргылана Семеновна Игнатьева. Этот институт вдохнул новую жизнь в якутский театр и современный якутский дизайн. Руководитель Национальной библиотеки РС(Я) Саргылана Васильевна Максимова подняла библиотечную культуру на высокий уровень в стране. Это самоотверженный подвижник в области образования Ольга Ивановна Захарова – в прошлом сотрудник Министерства образования и науки РС(Я), учившаяся в Иркутском педагогическом институте, куда, окончив Ленинский пединститут в Москве, поехала преподавать моя мама – Тамара Семеновна Комарова. Когда я задаю Ольге Ивановне вопрос, почему она меня в каждый мой приезд старалась повозить по детским садам, она смеялась и говорила про гены…
В Москве ли, в Якутске ли, везде стараюсь встречаться с этими выдающимися людьми, которые одаривают меня своей дружбой, идеями и вовлекают в совместные дела.
Сегодня круг этих людей, важных и дорогих для меня, расширился многократно. Я искренне восхищаюсь этими людьми, их талантами – творческими и человеческими, глубиной жизненной философии, в которой и культура малой родины, и бережное сохранение традиций, и обстоятельный уклад жизни, и стремление к познанию, к общению, к развитию. Особенно поражает отношение народов Арктики к детям.
Мне доставляет большое удовольствие и живое общение, и деловое сотрудничество, в ходе которого родились монографии и интересные проекты, научно-методические и практико-ориентированные пособия для якутских детских садов.
А вообще Якутия притягивает к себе, и это навсегда. Не боюсь сказать банальность, но побывать в этих краях желаю каждому. Арктика – удивительный, прекрасный мир, который помогает лучше узнать самого себя, дает силу и уверенность, дарит добро и любовь к жизни, к природе, к каждому человеку.
– Весной этого года Вы были отмечены премией Главы Республики Саха (Якутия) имени И.И. Крафта в номинации «Попечитель и меценат года». Так Якутия поблагодарила Вас за уникальный подарок: передачу Национальной библиотеке республики уникальной личной библиотеки своей знаменитой матери Тамары Семеновны Комаровой, создателя целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, отличника народного просвещения РСФСР.
– Идея дарения книжной коллекции Якутии возникла в нашей семье еще в 2018 г. Библиотека состоит из трёх тысяч книг и охватывает период с 1900 по 2020 годы. Передачу библиотеки согласовывали на самом высоком государственном уровне. Очень приятно, что якутяне придали этому дару самый высокий статус, назвав новой культурной ценностью, уникальным ресурсом, который по достоинству осознается в научной и практической среде. Бесконечно рада, что использование этой книжной коллекции поможет ученым разрабатывать новые направления педагогических исследований в регионе и использовать их на практике, педагогам – повысить уровень своей квалификации и сделать более интересным, насыщенным, продуктивным процесс воспитания и образования.
– Какие новые планы и проекты рождаются сегодня?
– Их очень много, от издания книг на двух языках до проведения новых курсов повышения квалификации, от научных исследований до программ здоровья для детей…
– Удачи и успехов! Ждем новых событий и новостных поводов!
Анна Еланская
Фото автора
Ваша корзина пуста