ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Территория инноваций в Новосибирске

14-я Межрегиональная научно-практическая конференция «Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций» прошла в г. Новосибирске и в очередной раз подтвердила свою актуальность и востребованность среди дошкольного педагогического сообщества.

 

Организатор проекта, стартовавшего в 2021 году, – Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО), оставляя неизменной концепцию конференции, каждый раз наполняет мероприятие новым методическим контентом, а региональные исследователи детства, эксперты и педагоги – своими творческими идеями и уникальными практиками. Конференция прошла при поддержке Министерства образования Новосибирской области, Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и Новосибирского педагогического колледжа №1 им. А.С.Макаренко.

СТАТФАКТ

  • Межрегиональная научно-практическая конференция «Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций» в г. Новосибирске стала 14-й в серии мероприятий с идентичной повесткой.
  • В конференции приняли участие 6388 работников дошкольного образования из разных регионов РФ.
  • Было заслушано 9 докладов.
  • Представлено 35.уникальных региональных практик.

Веракса Н.Е.

В приветствии участникам ректор МПАДО профессор Николай Евгеньевич Веракса очертил основные тенденции и затронул актуальные проблемы дошкольного образовании, задав вектор работы конференции.

 

Президиум конференции

Выступившая с докладом Елена Юрьевна Плетнёва, начальник управления образовательной политики в сфере общего образования Министерства образования Новосибирской области, высказала мнение, что методы работы педагогов дошкольного образования должны встраиваться в современные реалии и отвечать на запросы общества и родительского сообщества, при этом важно вовлекать родителей в совместную работу. Спикер привела примеры инновационных проектов в системе дошкольного образования, реализованных в регионе. Так, уже с детского сада дети занимаются предпринимательством: между группами юных агрономов налажена система реализации (за условные деньги) самостоятельно выращенных растений.

Консультант отдела дошкольного и общего образования Управления образовательной политики в сфере общего образования Ильмира Рамильевна Гудова рассказала об исследованиях, программах, конкурсах и проектах, которые направлены на улучшение качества дошкольного образования, выявление существующих проблем и создание новых научно-методических пособий.

Наталия Васильевна Дружинина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, поделилась мыслями о важности развития интереса детей к краеведению и рассказала, какие программы созданы для педагогов с целью пробуждения у воспитанников интереса к малой родине, любви к своему краю, уважения к семейным ценностям. Все это способствует укреплению нравственных основ личности, воспитанию гражданственности и патриотизма.

Участники конференции

Николай Евгеньевич Веракса в своем докладе раскрыл слушателям богатый ресурс пространства детской реализации как основного инструмента инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», подчеркнул, что для гармоничного развития и социализации ребенка необходимо научить его думать, накапливать и применять свои знания, осваивать основы культурного и исторического наследия, эстетического воспитания, предоставлять малышам возможность фантазировать, мечтать, желание и потребность совершать добрые, полезные для общества и окружающих поступки.

Генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», эксперт, член Совета МПАДО, Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Эльфия Минимулловна Дорофеева подчеркнула, что пытливый и восприимчивый ум ребенка постоянно требует новых знаний и впечатлений, и каждый малыш должен получить возможность проявить на практике свои знания и умения. Задача педагога - заметить инициативу ребенка, поддержать его идею, укрепить веру в свои силы, чтобы помочь реализовать ее самостоятельно.

В своем выступлении Ольга Евгеньевна Веннецкая, проректор МПАДО, кандидат педагогических наук, эксперт по дошкольному образованию Министерства просвещения РФ и эксперт по дошкольному образованию РАО,говорила о том, что на сегодняшний день пространство образовательной среды не только дает преимущества педагогам, но и требует преобразования траекторий и способов, которых придерживается современный воспитатель. Дети постоянно меняются, а значит, необходим особый подход к каждому из них.

 

Веннецкая О.Е.

В рамках конференции транслировались видеопрезентации дошкольных образовательных организаций Новосибирской области, в которых педагоги и воспитатели поделились своим опытом в работе с детьми и рассказали, какие методы воспитания используются для достижения положительных результатов.

Участники секции

В ходе работы секции «Точки роста пространства детской реализации» (модератор Веннецкая О.Е.) педагоги 11 детских садов региона поделились с коллегами опытом создания образовательной среды для детской реализации.

Большой интерес участников конференции вызвали представления проектов детских садов. Так, старший воспитатель детского сада №16 «Белочка» Олеся Анатольевна Кондрюкова рассказала об организации детской деятельности в развивающем центре «Познавайкин мир». Участники конференции узнали, как через игру научить ребенка рассуждать и правильно формулировать мысль.

Старший воспитатель детского сада «Тополёк» Евгения Михайловна Иванова поделилась эффективным опытом развития творческих способностей детей за счет ресурсов арт-студии «Давай творить».

О том, как можно развить предметно-пространственную среду и при этом подчеркнуть уникальность своего дошкольного образовательного учреждения, рассказала заведующая детским садом «Сказка» Ирина Дмитриевна Кострова. В этом ДОУ есть плавательный бассейн и столярная мастерская для детей. Идея такой мастерской – научить мальчиков обращаться с инструментом и делать своими руками полезные вещи.

Практикой поддержки интересов детей путем их вовлечения в сюжетно-ролевую игру поделилась старший воспитатель детского сада «Кроха» Надежда Николаевна Зонова. Благодаря такой методике у детей есть возможность узнавать тонкости различных профессий.

 

Селецкая Т.В.

Выступающие на секции «Инновационные технологии в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (модератор Селецкая Т.В.) преподаватели МПАДО затронули целый спектр вопросов, которые решают современные педагоги: Т.В. Селецкая осветила тему качества дошкольного образования, привела данные по всероссийскому исследованию на эту тему, показала потенциал технологии «Развивающий диалог»; практический психолог А.В. Кисель помогла разобраться в трудностях формирования детско-взрослого сообщества и предложила пути их решения; Е.Е. Дорофеева раскрыла особенности и эффективность ежедневной практики «Круг»; М.А. Лилюхина представила учебно-методический комплект инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЫ» и показала, как использование этой методической литературы помогает воспитателю повысить качество своей работы, как технология «Образовательное событие» дает простор для творчества и вдохновения и приводит к высоким образовательным результатам.

Кисель А.В.

Дорофеева Е.Е.

Лилюхина М.А.

Еще одна секция конференции была посвящена региональному компоненту как ресурсу пространства детской реализации (модератор Чечулина О.Г.) и включала четыре блока: «Краеведческое образование детей дошкольного возраста», «Реализация парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста», «ТРИЗ-технологии в образовательном процессе ДОО» и «Альтернативные проекты дошкольного образования».

Выступления педагогов в блоках секции анонсировали старший преподаватель кафедры дошкольного образования НИПКиПРО Е.Ю. Данилова, руководитель центра научно-методического сопровождения деятельности муниципальных образовательных учреждений Новосибирского педагогического колледжа №1 им. А.С. Макаренко Т.М. Селина, старший преподаватель кафедры дошкольного образования НИПКиПРО Л.А. Плевако и доцент кафедры управления образования НИПКиПРО С.М. Оберемок.

Педагоги, выступившие на секции, познакомили участников конференции с детско-взрослыми проектами и успешным опытом реализации региональной программы краеведческого образования детей дошкольного возраста «Новая Сибирь – мой край родной», парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста», образовательной программы «ПРОдетей» и ТРИЗ-технологий в образовательном процессе ДОО в Новосибирской области.