ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Александр Асмолов: «Не верил и не верю, что Федеральная программа по дошкольному образованию прошла экспертизу в Министерстве просвещения»

В преддверии общественного обсуждения проекта Федеральной программы дошкольного образования мнением о проекте поделился один из ведущих экспертов в области дошкольного образования Александр Григорьевич Асмолов – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, директор Школы антропологии будущего Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

– Передо мной текст Федеральной программы по дошкольному образованию. Когда я смотрю на него, когда вчитываюсь, то у меня возникает ощущение, что этот текст не мог быть тем, который Министерство просвещения официально отправило на рассмотрение общественности. Министерство просвещения не могло отправить текст, который полностью противоречит национальной государственной политике России, и прежде всего политике патриотизма и воспитания любви к Родине.

Дело заключается в том, что в этом тексте содержатся огромные риски, которые могут привести к падению патриотизма при воспитании детей. В нем содержатся и серьезнейшие риски, которые могут повлечь за собой рост протестных сепаратистских отношений в республиках Российской Федерации, поскольку не учитывается этнокультурное разнообразие России.

Мой коллега Сергей Кравцов всегда понимал, что единство образовательного пространства Российской Федерации – это единство разнообразия. В этом же тексте мы сталкиваемся с узкой логикой, отбрасывающей этнокультурные индивидуально-психологические, в том числе, особенности, которые присущи воспитанию детей в наших национальных республиках и в различных регионах России.

В данном тексте мы видим, что существуют серьезнейшие риски того, что базовое доверие к миру, которое является ценностной установкой ребенка в младенческом возрасте и которое должно лечь в основу общения ребенка с матерью и семьей, вообще не упоминается. Хотя в этом тексте и значится, что он написан с позиции культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, культурно-историческая психология, в том числе современные варианты ведущей деятельности развития ребенка, к этому тексту не имеют никакого отношения. Дело заключается в том, что, как показывают исследования в культурно-исторической психологии, именно общение ребенка с матерью, именно общение ребенка с представителями детской субкультуры сегодня являются ведущими для того, что Л.С. Выготский называл «социальная ситуация развития личности ребенка». Всего этого в этом тексте нет и в помине. Тем самым мы подвергаем риску развитие каждого ребенка и рискуем тем, что эта программа демотивирует развитие детей, воспитателей и родителей.

Говоря это, я подчеркиваю, что не верил и не верю, что эта программа прошла экспертизу на высоких уровнях Министерства просвещения и подвергнута детальному анализу Сергеем Кравцовым и его командой. Во всех выступлениях Сергея Кравцова и его команды идет установка на воспитание патриотизма. Эта программа – чистая насмешка над патриотизмом, а не воспитание патриотизма с младых ногтей у наших детей.

Поэтому еще раз хочу сказать – это не программа Министерства просвещения. Это какая-то странная утечка, непрофессиональный «выкидыш», который, с моей точки зрения, не может серьезно рассматриваться экспертным сообществом России. Я уверен, что Министерство просвещения России скажет свое слово и снимет этот непрофессиональный, антипатриотичный, вступающий в конфликт с установками национальной безопасности нашей страны, документ.

Общественное обсуждение проекта Федеральной образовательной программы дошкольного образования, ссылка на трансляцию: https://youtu.be/8F6ACB59zqs