ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Педагоги-дошкольники из Якутии прошли в МПАДО курс по нейропсихологии

По запросу якутских педагогов в Международной педагогической академии дошкольного образования  сформирован спецкурс «Методы нейропсихологии в работе с дошкольниками» объемом 72 часа. 

За новыми знаниями из далекой Якутии в академию приехали шесть специалистов дошкольного образования вилюйского детского сада «Аленушка» во главе с директором.

Курс предназначен для погружения педагогов-дошкольников в основы нейропсихологии, знакомства с исследованиями крупнейших ученых в области развития нейрофизиологических возможностей детей дошкольного возраста, формирования у слушателей навыков применения  современных методов и технологий при работе с детьми и консультировании родителей.

Материалы курса содержат информацию о том, что такое межполушарное взаимодействие, как влияет на ребенка история рода, каковы закономерности формирования нервной системы и мозга, как противостоять токсическим стрессам и избежать нейромифов, какие методы и технологии нейропсихологии можно использовать в работе с детьми, повышая качество образования каждого ребенка.

Психологи детского сада «Аленушка» добились значительных успехов в работе с детьми, требующими особой заботы, и создали свою методику, которая приносит хорошие результаты, особенно в партнерском тандеме с родителями таких малышей. Нейропсихологическая коррекция успешно работает как дополнение к основной программе и реализуется вместе с ней.

В детском саду активно применяются игровые практики, в основе которых лежат народные традиции. При этом решается несколько педагогических задач: в игре дети закрепляют знание якутского языка и фольклора, расширяют знания о бытовых предметах и проникаются сакральными смыслами якутского народного орнамента. При этом методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые включают мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий. Все педагоги знают, что именно в раннем, дошкольном возрасте необходимо обращать внимание и решать выявленные проблемы.

Нейропсихологические игры педагоги используют как в профилактических и развивающих целях, так и как инструмент для коррекции речевых нарушений, эмоционально-волевой сферы, для компенсации особенностей развития психических процессов.

Очень полезным и емким получилась практико-ориентированная часть курса, в ходе которой теория иллюстрировалась живыми примерами: в процесс были включены и слушатели, и преподавательский состав академии.

К каждому ребенку педагоги находят свой подход, опираясь на знания, опыт и понимание, что у каждой психической функции есть своя программа развития; каждый двигательный акт соответствует запуску определенных функций, механизмов работы мозга. Так постепенно, шаг за шагом, достигаются результаты. Главная цель педагогов – чтобы все их воспитанники после окончания детского сада пошли в общеобразовательную школу, легко адаптировались и успешно осваивали программу.

Преподаватели МПАДО воспользовались возможностью, чтобы задать вопросы педагогам Республики Саха (Якутия) об их детском саде, о трудностях и успехах, о собственных педагогических находках. И - об их отношении к дресс-коду. Об этом просто нельзя было не спросить, когда на занятие «студенты» пришли в необыкновенно стильных платьях. Оказалось, что дизайн этих платьев – результат совместного конструирования, основанного на изучении истории костюма и культуры, в которой соединились традиции народного платья и светского, зародившегося в 30-е годы, когда в Якутии появились политические ссыльные. Этот период истории знаменует формирование якутской интеллигенции, когда стали организовываться театры, проводиться балы, что отразилось и в одежде. Эти платья уникальные, рассказывающие историю и демонстрирующие уважение к своей культуре, и коллектив надевает на особенно важные и торжественные события.

По завершении курса обучения коллеги рассказали много интересного о своих достижениях, о преодолении сомнений, о больших и маленьких победах, покорили своей искренностью, планами и устремлениями, поделились авторскими наработками и стали героями готовящейся публикации в журнале «Современное дошкольное образование: теория и практика». Шеф-редактор СДО Лариса Бурмистрова оперативно взяла у «Аленушек» интервью, которое можно будет прочитать уже в ближайшем номере электронного издания https://sdo-journal.ru/.

 

На вопрос об ожиданиях от курса слушатели ответили, что им необходимо было соединить и систематизировать свои знания и опыт, узнать о современных тенденциях и научных исследованиях в области нейропсихологии, получить новые практические методики, обсудить накопившиеся вопросы, связанные с обучением детей, и сверить направление движения, по которому развивается «Аленушка», с актуальными образовательными тенденциями.

Получилось ли все задуманное? Ответ сопровождался аплодисментами и словами благодарности в адрес ректора МПАДО Николая Евгеньевича Вераксы, проректора МАДО Ирины Ильиничны Комаровой и всех педагогов.

Надо сказать, что такое непосредственное общение педагогов и слушателей имеет особую ценность. И в самом деле, курс повышения квалификации, органичной составляющей которого является живое неформальное общение, когда можно обсудить самые важные вопросы, новые идеи, проверить гипотезы, развеять сомнения, - яркое подтверждение особой ценности и значимости очной формы обучения. Такие встречи одинаково полезны и интересны для обеих сторон.   

Руководители академии вручили слушателям свидетельства о повышении квалификации установленного образца и сертификаты о представлении авторской педагогической практики.

Педагоги вернулись домой по окончании курса вдохновленными и уверенными, что смогут внести в свою работу новые способы взаимодействия с детьми и более эффективно проводить консультации для родителей, мотивируя их к совместным действиям для развития детей.

Подписывайтесь на канал журнала "СДО" в Телеграм