ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Дошкольное детство – стратегическая задача государства

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в очно-дистанционном формате состоялся круглый стол «О проекте Концепции развития дошкольного образования на период до 2030 года». 

21 ноября 2023 г. в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре в очно-дистанционном формате состоялся круглый стол «О проекте Концепции развития дошкольного образования на период до 2030 года» под председательством члена Комитета Елены Писаревой.

В своем выступлении сенатор отметила, что дошкольное образование как уровень общего образования всегда находится в центре внимания профильного Комитета СФ: на мероприятиях Комитета, в регионах активно обсуждаются вопросы, связанные с обеспечением доступности дошкольного образования, обновления стандарта и содержания дошкольного образования в контексте создания единого образовательного пространства страны, важным шагом к которому стало введение федеральных образовательных программ на всех уровнях общего образования. «Дошкольное образование должно быть доступным и качественным для каждого ребенка независимо от места проживания семьи», - подчеркнула Елена Владимировна.

Фокусируя внимание на теме заседания, сенатор отметила, что «проект Концепции будет рассматриваться на площадке Совета Федерации с участием ее разработчиков, представителей профессионального сообщества, экспертов. Кроме того, в настоящее время формируется и будет включена в Экспертный совет при Комитете СФ секция по дошкольному образованию».

Проект документа, направленного на определение приоритетных целей, задач, механизмов развития дошкольного образования в Российской Федерации до 2030 года, на круглом столе представила заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Наталья Костюк.

Она пояснила: «Цель Концепции – в создании необходимых условий для доступного качественного дошкольного образования, направленного на разностороннее развитие и эмоциональное благополучие детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и интересов в контексте единого образовательного пространства России».

Наталья Костюк сделала акцент на том, что Концепция – это стратегический документ. Детализированные шаги будут предусмотрены в плане мероприятий по ее реализации.

В работе приняли участие эксперты  дошкольного образования из разных регионов России.

В числе участников заседания были представители Международной педагогической академии дошкольного образования и журнала «Современное дошкольное образование»: проректор МПАДО, к.и.н., член Координационного совета Общественной палаты Российской Федерации по поддержанию и развитию норм здорового образа жизни у российских граждан, академик Российской муниципальной академии Ирина Комарова, директор по инновациям президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Эльфия Дорофеева (онлайн), директор по развитию МПАДО обозреватель журнала «Современное дошкольное образование» Анна Еланская.

В ходе заседания состоялся живой обмен мнениями, ведь от того, насколько тщательно будет подготовлен документ, во многом зависят траектория и динамика развития дошкольного образования на ближайшие шесть лет. Это временной период, за который подрастет целое поколение маленьких граждан России.

Участники были единодушны в оценке значимости проектируемого документа, который является прежде всего отражением государственной политики в сфере образования: в ее основе лежит целый ряд документов, от Конституции Российской Федерации до Указов Президента, от Стратегии государственной национальной политики, государственной программы «Развитие образования» до концепций развития дополнительного образования, государственной семейной политики, информационной безопасности, физической культуры и спорта, комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, реализации мероприятий национального проекта «Образование».

В ходе обсуждения участники круглого стола неоднократно отмечали, что педагог дошкольного образования является ключевой фигурой в формировании человека будущего и воспитании лучших его качеств, и именно воспитатель должен обеспечивать профессиональную поддержку развития и формирования личности ребенка в современных условиях.

В ближайшие годы целью развития дошкольного образования является обеспечение разностороннего развития и эмоционального благополучия детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и интересов.      

Также на первый план выходят задачи, связанные с воспитанием ребенка как гражданина Российской Федерации, формированием основ его гражданской и культурной идентичности. Дошкольное образование должно быть ориентировано на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Это накладывает особую ответственность на педагога дошкольного образования, который должен обладать не только необходимыми профессиональными, но и личностными, человеческими, духовными качествами, позволяющими на должном уровне воспитывать подрастающее поколение граждан России.

Участники озвучили ключевые вопросы дошкольного образования, требующие концептуальных стратегических решений. Среди них такие, как создание единого открытого образовательного пространства; оптимизация системы управления дошкольным образованием; обеспечение доступного и качественного дошкольного образования; создание сети стажировочных и инновационных площадок в системе дошкольного образования; снижение бюрократической нагрузки; формирование ответственного родительства; обеспечение равных возможностей для получения образования каждому ребенку. В ходе дискуссии поднимались вопросы оценки качества работы педагогов и создания нормативной документации; развития необходимых компетенций и обеспечения прав всех участников образовательных отношений; необходимости усиления профилактики при оказании ранней помощи детям с риском нарушений и гарантий профессионального сопровождения каждого ребенка с особенностями развития; усиления внимания к уровню квалификации педагогов-дефектологов и других профильных специалистов; необходимости междисциплинарных исследований, усиления работы с семьями, в том числе семьями мигрантов; вопросы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим уровнями образования и другие.

В работе круглого стола приняли участие сенаторы Российской Федерации, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместитель директора, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Психологического института РАО Александр Веракса, заместитель ответственного секретаря Координационного совета Национальной родительской ассоциации Дмитрий Епов, директор Института детства Российского государственного педагогического университет им. А.И. Герцена Виктория Новицкая, директор Национального института качества образования Ирина Федосова, проректор по научной и инновационной деятельности Государственного гуманитарно-технологического университета, руководитель стажировочной площадки «Предшкола: современные векторы развития дошкольного образования» проекта «Детский сад – маршруты развития» Элина Яковлева, представители регионов, победители Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».

Подводя итоги круглого стола, Елена Писарева и Наталья Костюк выразили готовность направить рабочей группе по разработке Концепции все поступившие предложения и дополнения в текст Концепции и в план по ее реализации.

Работа над документами, призванными стать основой для развития системы дошкольного образования до 2030 года, продолжается.

Фото с сайта Совета Федерации

Подписывайтесь на канал журнала "СДО" в Телеграм