Модератор круглого стола, кандидат исторических наук, проректор МПАДО по научной деятельности И.И. Комарова представила аналитический обзор по теме мероприятия, обратилась к мировому опыту формирования концепции национальной стратегии научного образования; напомнила слушателям о целях устойчивого развития, которых человечество должно достичь к 2030 году; рассказала о важности реализации научно-исследовательских программ в детском саду и формировании у дошкольников интереса к изучению окружающего мира, креативного мышления, пытливости, настойчивости в достижении цели, умения представлять результаты своей работы.
Живая дискуссия – лучшая оценка качества профессионального мероприятия
С приветственным словом к участникам обратился Н. Е. Веракса, ректор МПАДО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста. Николай Евгеньевич много лет проводит уникальные масштабные научные исследования, в которые вовлечены проектные площадки МПАДО. Профессор поделился результатами исследований в области психического развития дошкольника в культурно-исторической перспективе, поднял вопрос об обучении детей основам культуры, о детском творчестве и возможности самореализации ребенка и получении им социальной поддержки в условиях дошкольного образования.
Оценивая современное состояние научной педагогической мысли, Н.Е. Веракса подчеркнул: «Мы стоим перед необходимостью разработки теории, которая бы объясняла нам понимание детского развития: с одной стороны, это касается влияния социального окружения, с другой стороны, – ведущих видов деятельности».
Идеологи дискуссии – увлеченные исследователи детства, преданные учению Л.С. Выготского и научной мысли профессора Н.Е. Вераксы, открывшего пространство детской реализации
За круглым столом собрались эксперты – последователи учения Льва Семеновича Выготского, который написал пророческие, актуальные и сегодня слова, вдохновляющие современных ученых и практиков: «Сейчас воспитатель начинает понимать, что при вхождении в культуру ребенок не только берет что-то от культуры, усваивает нечто, прививает себе нечто извне, но и сама культура глубоко перерабатывает природный состав поведения ребенка и перекраивает совершенно по-новому весь ход его развития. Различие двух планов развития в поведении природного и культурного становится исходной точкой для новой теории воспитания».
Тему научной деятельности в детском саду продолжила Т.В. Кривцова, проректор – директор Воронежского центра экспертно-аналитической деятельности и прикладных исследований ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования им. Н.Ф. Бунакова», с сообщением «Дошкольник и культура: новые возможности для развития». Татьяна Валерьевна представила программу организации научно-исследовательской работы с дошкольниками и авторский проект, в основе которого лежит культурно-историческая концепция и тема культурного взросления.
Спикер напомнила, что федеральная образовательная программа дошкольного образования акцентирует внимание педагогов на воспитание детей дошкольного возраста с ориентацией на поддержку традиционных российских ценностей, а это невозможно без обращения к культуре в самом широком смысле этого слова.
Практику передачи культурных образцов в процессе образовательной деятельности с воспитанниками детских садов на круглом столе в тематическом блоке «Дошкольник и культура: рождение детского артефакта» убедительно продемонстрировали воронежские специалисты дошкольного образования: заведующая МБДОУ «Павловский детский сад “Мозаика”» Т. М. Нежельская и старший воспитатель Ю.В. Волковая.
Татьяна Валерьевна Кривцова и Татьяна Александровна Данилина: диалог профессионалов
Детский сад «Замок Детства» с/п Совхоз имени Ленина Московской области не перестает удивлять и радовать инновационными подходами к решению вопросов развития и воспитания дошкольников. Заместитель заведующего, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, информатики и естественнонаучных дисциплин в дошкольном и начальном образовании Т.А. Данилина представила апробированную уникальную технологию «Детская научная мини-конференция», которая уже не один год вдохновляет всех участников образовательного процесса.
Обмен мнениями и контактами: так развивается сетевое профессиональное сообщество
Л.В. Курова, преподаватель МПАДО, эксперт комплексной оценки качества образования, лауреат окружной премии в области образования «Хрустальный глобус», в выступлении на тему «Наука в детском саду» наглядно показала еще один ракурс организации исследовательской работы, основанной на инициативе ребенка.
Главные итоги круглого стола «Дошкольники открывают мир»
В своих выступлениях ученые и практики поделились теоретическими наработками и успешным практическим опытом, направленным на привлечение внимания детей к исследованиям и собственным научным открытиям.
Спикеры представили различные форматы и подходы к теме «Наука в детском саду», которые могут стать ориентирами для воспитателей и методистов в организации такой работы в своих ДОО. Спикеры открыты для общения со всеми заинтересованными коллегами.
Участники встречи за круглым столом пришли к выводу, что чем больше детей будут увлечены наукой, тем больший потенциал технологического развития будет у страны.