ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Чтение книг: важный элемент воспитания детей

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре провел круглый стол на тему «Актуальные вопросы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством приобщения к литературному наследию».

   Модератором дискуссии выступила член Комитета СФ Елена Писарева.

Сенатор рассказала о прошедшей в Совете Федерации выставке «Мы – за читающую Россию». «Выставка привлекла внимание к нынешней ситуации с семейным и детским чтением, к необходимости ее анализа и реализации дальнейших шагов по популяризации книг для детей. Сегодняшний круглый стол – продолжение разговора о том, какую важную роль играет книга в воспитании нового поколения россиян, патриотов своей страны, успешных специалистов в разных сферах экономики, науки, искусства», – отметила сенатор.

Елена Писарева обратила внимание на снижение интереса к чтению, необходимость обновления фондов школьных библиотек лучшими художественными произведениями наших классиков и современных авторов. «Школьная библиотека должна стать центром образования и патриотического воспитания, вовлекать в процесс семейного чтения родителей», – подчеркнула парламентарий.

По мнению сенатора, в Год семьи книге стоит уделить самое пристальное внимание. «Чтение – одна из самых значимых, добрых семейных традиций. Книга передает ценности, знания, эмоции от одного поколения другому. Только читающее поколение сможет оценить, сохранить и приумножить наши культурные традиции, достижения в самых разных областях знания», – считает Елена Писарева.

Заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Васильева рассказала о работе ведомства по обсуждаемой теме, включая создание нормативной базы, формирование читательской грамотности, отметила роль библиотек в воспитании школьников. По ее мнению, информация об эффективных практиках, проектах, прозвучавшая в ходе круглого стола, будет интересна всем участникам образовательного процесса.

Генеральный директор профессионального издательства дошкольной литературы «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Эльфия Дорофеева подчеркнула важность эмоциональной составляющей в процессе обучения дошкольников. По ее мнению, дети лучше воспринимают информацию, которая вызывает у них эмоции, а не просто заучивается наизусть.

Спикер также подняла проблему использования гаджетов в образовательном процессе, чрезмерное увлечение которыми может негативно сказаться на развитии ребенка. Чтение книг может помочь минимизировать этот вред.

При этом детские книги должны быть качественными, при их издании важно учитывать национальные идеи и ценности. Даже при переводе иностранной литературы необходимо принимать во внимание культурные особенности нашей страны.

«Социально значимая литература не всегда выгодна бизнесу, потому что она плохо продается, плохо покупается родителями, – отметила Эльфия Дорофеева, – родители покупают те книги, к которым привыкли в детстве, или которые они считают полезными – для обучения детей чтению, счету и т.д. И если мы издадим книгу воспитательного плана, родитель ее может не купить».

Эльфия Дорофеева предложила разработать аналог Пушкинской карты – инструмент стимулирования родителей к покупке социально значимых книг, поддерживающих национальные приоритеты.

Академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Александр Веракса акцентировал внимание присутствующих на важности совместного чтения детей с родителями, которое благоприятно сказывается на развитии речи ребенка, способствует формированию у ребенка готовности к школе и при этом доступно всем родителям вне зависимости от их образования и материального положения. При этом важно не просто совместное чтение книг, но и их обсуждение, отметил Александр Веракса. Ребенок должен получать от этого процесса удовольствие, тогда у него будет мотивация к чтению.

Академик поддержал идею создания единого портала со списками литературы, рекомендованной для детей разных возрастов. Александр Веракса подчеркнул, что простого прочтения книги недостаточно, важно ее обсудить. Особенно это актуально для детей старшего возраста, снижение мотивации которых становится общей проблемой российского образования.

В ходе заседания поднимались вопросы, касающиеся формирования у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров, развития инфраструктуры библиотек, кадрового потенциала, в том числе в новых регионах РФ, поддержки детской литературы, книгоиздания, популяризации детского и юношеского чтения в СМИ и социальных сетях.

В обсуждении приняли участие сенаторы Совета Федерации РФ, куратор проекта «Читающая Россия» Юлия Гнездилова, президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира Татьяна Жукова, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки Ольга Мезенцева, российский писатель и общественный деятель Олег Рой, генеральный директор «ЛитРес Библиотека» Сергей Анурьев, представители издательств «Эксмо», «Детская литература», «Молодая гвардия», «Вече», научного, вузовского, экспертного, родительского сообществ. 

Подписывайтесь на канал журнала "СДО" в Телеграм