ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Тенденции развития дошкольного образования – в новом международном проекте

Опубликованы результаты европейского научно-исследовательского проекта SEEPRO-3, направленного на изучение текущих тенденций развития дошкольного образования и кадровой политики системы дошкольного образования разных стран.

Проект реализован Государственным институтом исследований раннего детства и медиаграмотности города Мюнхен (Staatsinstitut für Frühpädagogik und Medienkompetenz (IFP) при поддержке Федерального министерство Германии по делам семьи и молодежи (Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend).

Системы дошкольного образования и ухода за детьми постоянно изменяются, совершенствуются. Стратегии реформ и инновации характерны для многих стран. Об этом говорят результаты исследования:

  • Персонал, работающий в учреждениях, предоставляющих услуги в области дошкольного образования и ухода за детьми раннего возраста, по-прежнему рассматривается как ключевой фактор, непосредственно влияющий на качество взаимодействия с детьми, способствующий созданию стимулирующей, развивающей среды, поддержке благополучия детей и образовательных процессов.
  • В то же время почти все страны сообщают о нехватке кадров, в некоторых случаях острой. Таким образом среди других приоритетных задач государственной политики в области образования стран-участниц Проекта вопросы развития квалификации, компетентности и профессионального роста руководителей, педагогов и помощников (ассистентов воспитателей) вышли на первый план.

На веб-сайте Проекта SEEPRO-3 представлены все результаты исследований. Для каждой из 33 стран составлено по два документа:

  • Данные о трудовых ресурсах в системе дошкольного образования и ухода за детьми – страновой отчет (An ECEC workforce profile) дает представление о текущем статусе-кво в отношении квалификационных требований для работников системы дошкольного образования и ухода за детьми; кадрового состава образовательной организации; систем профессионального образования и непрерывного профессионального развития; текущих инициатив реформирования и исследовательских проектов в области развития кадровой политики; а также об условиях труда работников системы дошкольного образования и ухода за детьми в каждой из 33 рассматриваемых стран. Кроме того, представлены текущие проблемы кадровой политики в системе дошкольного образования и ухода за детьми в каждой стране-участнице Проекта.
  • Обзор ключевых данных – справочная информация по каждой конкретной стране (A key contextual data synopsis) представляет основные характеристики системы дошкольного образования и ухода за детьми, а также соответствующие демографические данные.

Результаты исследования будут интересны и полезны сотрудникам дошкольных образовательных организаций; преподавателям высшего и среднего профессионального образования; федеральным и местным органам власти; работодателям и поставщикам услуг в области дошкольного образования и ухода за детьми; исследователям; сотрудникам, работающим с детьми раннего и дошкольного возраста и другим заинтересованным лицам.

Подробно с результатами исследований каждой страны – участницы проекта SEEPRO-3 можно ознакомиться на сайте проекта http://www.seepro.eu/

Российская Федерация в проекте

Дошкольное образование является первой ступенью в российской системе общего образования, декларирующей право на равные стартовые условия и возможности для всех детей. Востребованность в дошкольных образовательных услугах со стороны общества растет и перед государственными структурами в сфере образования ставятся новые задачи в соответствии с социальным запросом и целями национальной образовательной политики.

В исследовании подчеркивается, что за последние годы в России произошли значительные преобразования в системе дошкольного образования, направленные на повышение доступности и обеспечения качества образования, поддержки семьи и дошкольного детства. Министерством просвещения России декларируется значимость выравнивания стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми. В соответствии с данными Минпросвещения России, доступность дошкольного образования в России в 2023 году составила 99,4 процента.

При этом в исследовании также выделен ряд существующих проблем и ключевых задач, стоящих перед системой образования, в том числе относительно квалификации работников системы образования. Кадровое обеспечение системы дошкольного образования квалифицированными и мотивированными педагогическими работниками является одной из ключевых задач государственной политики.

С учетом анализа современного состояния системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации летом 2022 года распоряжением Правительства РФ от 24.06.2022 N 1688-р утверждена «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» Целью Концепции является совершенствование системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации в соответствии с национальными целями и задачами развития страны, современными направлениями научно-технологического развития, с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи и т.д. В соответствии с текстом Концепции сохраняются проблемы, препятствующие обеспечению качества педагогических кадров. Для решения данных проблем необходимо реализовывать комплекс мероприятий, связанный не только с совершенствованием системы подготовки педагогических кадров, но и с мерами поддержки педагогов на всех этапах жизненного цикла профессии, в том числе предусмотренными при реализации «Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста», утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р.

С полными результатами исследования по Российской Федерации можно ознакомиться по ссылкам*:

Данные о трудовых ресурсах в системе дошкольного образования и ухода за детьми – страновой отчет (An ECEC workforce profile)
Обзор ключевых данных (A key contextual data synopsis)

* Источниками информационных и статистических данных являются Федеральная служба государственной статистики (Росстат), информационные ресурсы Министерства просвещения Российской Федерации и другие государственные ведомства Российской Федерации.

Источник: http://www.seepro.eu/Seiten_Englisch/Seepro_3_engl.htm

Подписывайтесь на канал журнала "СДО" в Телеграм