В приветственном слове Юрий Петрович Зинченко, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, подчеркнул важность форума для международного обмена знаниями и опытом, отметив, что благодаря синхронному переводу на русский, английский и испанский языки участниками форума стали представители из 79 стран.
Лилия Салаватовна Гумерова, председатель Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, подчеркнула уникальность формата проведения форума и его востребованность у широкой аудитории.
Татьяна Евгеньевна Довгаленко, ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, обратила внимание на вклад форума в международный обмен результатами исследований и практическими наработками.
В мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, вопросы цифровой социализации и когнитивного развития у детей и подростков становятся всё более актуальными. В рамках форума ведущие эксперты доклады, посвящённые различным аспектам образования в цифровую эпоху.
Ольга Александровна Карабанова, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, подчеркнула важность избегания бездумной «оцифровки» и применения теории деятельности и культурно-исторического подхода для построения методологии цифрового обучения.
Галина Владимировна Солдатова, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО, осветила в своём докладе вопросы цифровой социализации и когнитивного развития у детей и подростков. Она подчеркнула важность понимания того, как современные технологии влияют на развитие детей и подростков, и какие меры необходимо предпринять для обеспечения их безопасности и благополучия в цифровом мире.Прияранджан Марал из Национального университета судебных экспертиз в Индии и Уша Киран Субба из Университета Трибхуван в Непале представили результаты исследования, посвящённого влиянию психологической травмы на когнитивное развитие современных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Они подчеркнули необходимость разработки программ психологической поддержки для таких детей.
Акмарал Давлетова, вице-президент Казахского психологического общества, поделилась опытом организации цифровой системы мониторинга и психологической поддержки детей. Она отметила, что цифровые технологии могут быть использованы для создания безопасной и поддерживающей среды для детей.Нандита Чаудхари, профессор Университета Дели в Индии, продолжила линию культурно-исторической психологии, приведя яркие примеры этнографических наблюдений необходимости учета роли семейного контекста и культурных паттернов, которые существенно различаются в западных и восточных обществах.
Лариса Леонидовна Шевченко,президент российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию, поделилась опытом проведения совместных проектов с участием детей и педагогов из разных стран. Она отметила, что такие проекты способствуют развитию межкультурного взаимопонимания и сотрудничества. Вопросы взаимосвязи психологического благополучия и социально-эмоциональной компетентности китайских детей и подростков в постпандемическую эпоху с поддержкой со стороны родителей осветили профессора Зонфенг Фу и Хэн Луо из Пекинского университета и Педагогического университета Центрального Китая соответственно. Использование цифровых устройств может быть полезным для поддержания связи между детьми и родителями, но также может привести к сложностям в личностном развитии и академических успехах детей. Профессор Ли Ван из Пекинского университета указала на информационное перенасыщение как фактор, негативно влияющий на психологическое благополучие детей, и важность здорового отношения к новостям. Необходимо разрабатывать стратегии для управления информацией и обеспечения безопасности детей в интернете. Татьяна Тимофеевна Батышева, директор Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы, заслуженный врач Российской Федерации, подчеркнула важность профилактики психического здоровья детей и подняла актуальную тему подростковой деменции в контексте цифровизации. В таких условиях необходимо искать оптимальный баланс между использованием цифровых устройств и физической активностью.Ана Мария Бальтасар Рамос из Автономного университета Мексики рассказала о влиянии мобильных устройств на развитие детей раннего возраста и предложила рекомендации по безопасному использованию телефонов. Она подчеркнула важность ограничения времени, проводимого детьми перед экранами, и поощрения физической активности и игр на свежем воздухе.
Александр Николаевич Веракса, заведующий кафедрой факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель директора Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, вице-президент Российского психологического общества, поделился результатами исследования, демонстрирующими ценность игровой деятельности в контексте развития саморегуляции и коррекции эмоциональных состояний детей. Игра является важным инструментом развития саморегуляции у детей.
Саморегуляция – это способность контролировать свои эмоции, поведение и мысли. Она играет ключевую роль в обучении, социальном взаимодействии и адаптации к новым условиям. Игра позволяет детям практиковать различные социальные роли, учиться решать проблемы и взаимодействовать с другими людьми. Она также способствует развитию воображения, креативности и критического мышления. Жоаким Кинтино Айреш,директор Института имени Л.С. Выготского в Лиссабоне (Португалия), подчеркнул, что логика развития человека предполагает сохранение игры и общения, которое невозможно компенсировать посредством цифровых устройств.Марсела Кристина де Мораес (Университет Жатаи, Бразилия) рассказала о важности роли педагога как посредника в игровой деятельности, рассмотрела роль взрослого в организации и поддержке игры, а также в развитии социальных навыков у детей.
Линда Пагани, профессор Монреальского университета (Канада), привела данные лонгитюдных исследований, демонстрирующих резкое увеличение неконтролируемого экранного времени у детей и негативные последствия этого для психического здоровья в будущем.
Денис Владимирович Дунас, ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, рассказал о том, как цифровые технологии влияют на формирование идей и ценностей у молодого поколения.
Седигех Ашури (Ассоциация детей и СМИ, Иран) акцентировала внимание на гендерных стереотипах, формируемых медиа, и их влиянии на самовосприятие детей.О восприятии собственной идентичности и самопрезентации подростков в социальных сетях также говорили представители Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований доктор психологических наук Дмитрий Корниенко и Наталья Руднова. Их исследование подчеркнуло проблемы, связанные с созданием «цифровых масок» и их влияние на самовосприятие и самооценку подростков.
Пурнима Сингх и Кхушбин Каур Сохи (Индийский технологический институт Дели, Национальная академия психологии, Индия) также представили результаты исследования, посвящённого влиянию социальной идентичности на психосоциальный и академический опыт детей.
Профессор Диего Вергара Родригес (Католический университет Авилы, Испания) подчеркнул, что ключевым моментом этого процесса является тот факт, что представления педагогов о буллинге размыты и часто ограничиваются лишь физическим насилием.
Форум стал платформой для обмена опытом, обсуждения актуальных вопросов и поиска новых решений в сфере образования и развития детей в условиях цифровой эпохи. Среди участников Форума были авторы журнала «Современное дошкольное образование». Многие из представленных работ будут опубликованы в следующих выпусках журнала «СДО». Это позволит широкому кругу читателей ознакомиться с последними достижениями и инновациями в области дошкольного образования.