ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Люблю свою профессию и не променяю её ни на какую другую!

Сентябрь – время финальных этапов профессиональных педагогических конкурсов в нашей стране. Начало этой традиции 35 лет назад положил всероссийский конкурс «Учитель года», а сегодня конкурсным движением охвачены представители самых разных сфер образования.

5 октября 2024 года в Кремлевском дворце съездов объявлены победители конкурсов «Директор года России», «Первый учитель» и XV конкурса «Воспитатель года России» – профессионального состязания, которому журнал «СДО» на протяжении всех 15 лет оказывает информационную поддержку.

Главные события конкурса

В 2024 году в XV Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России» приняли участие специалисты дошкольного образования из 87 регионов нашей страны, среди которых — воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, старшие воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и педагоги дополнительного образования.

Финальные состязания проходили в Подмосковье, так как в 2023 году именно этот регион чествовал победителя – Дарью Глебову, воспитателя детского сада № 86 «Звездочка» села Орудьево Дмитровского городского округа Московской области.

В первом туре заключительного этапа конкурса участники провели педагогическое мероприятие для детей и просветительское занятие для родителей. По итогам этих испытаний жюри определило 15 лауреатов, которым предстояло побороться за победу в еще трех конкурсных испытаниях – «Мастер-класс», «Брифинг» и «Блицтурнир».

«Воспитателем года России-2024» стала Татьяна Раннинен, воспитатель детского сада № 9 «Солнышко» города-курорта Геленджика, Краснодарский край. 

Лавры лауреатов и специальные призы

Особое место в программе очных конкурсных испытаний занимает церемония объявления 15 лауреатов. В зале концентрация волнения, надежд, радости, для кого-то разочарования, но для всех – огромный стимул идти дальше, развиваться, общаться, делиться достижениями и вспоминать о конкурсе как о самом ярком и вдохновляющем событии в своей профессиональной жизни. Организаторы приложили к этому много усилий и услышали от всех конкурсантов много благодарностей и за прием, и за обстановку на конкурсе, и за большую культурную программу, и за внимание и заботу.

Поздравления в Технопарке Физтех-лицея имени П.Л. Капицы 29 сентября принимала «пятнашка» лауреатов-2024 в составе:

  • Банкова Елена Васильевна, воспитатель детского сада № 80 «Светлячок» города Нижневартовска, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;
  • Воронцова Надежда Сергеевна, воспитатель детского сада общеразвивающего вида № 84 «Тополек» города Вологда;
  • Копылова Юлия Сергеевна, воспитатель Центра развития ребенка – детского сада № 104 города Владивостока, Приморский край;
  • Костина Анастасия Олеговна, воспитатель детского сада № 38 города Рязани;
  • Куликова Надежда Викторовна, учитель-дефектолог детского сада комбинированного вида № 174 «Ягодка» города Архангельска;
  • Кураева Гульназ Анваровна, музыкальный руководитель детского сада № 281 города Уфы, Республика Башкортостан;
  • Мартонова Галина Игоревна, воспитатель детского сада № 12 «Солнышко» города Сергача, Нижегородская область;
  • Павленко Ольга Михайловна, музыкальный руководитель детского сада «Золотой петушок» (структурное подразделение Тямшанской гимназии Псковского района), Псковская область;
  • Раннинен Татьяна Александровна, воспитатель детского сада общеразвивающего вида № 9 «Солнышко» города-курорта Геленджика, Краснодарский край;
  • Рахимова Ольга Владимировна, воспитатель детского сада № 26 «Ветерок» села Сарафаново, Ярославская область;
  • Рыбальченко Наталья Сергеевна, инструктор по физической культуре школы № 2100 города Москвы;
  • Савченко Дарья Васильевна, учитель-логопед детского сада № 31 города Батайска, Ростовская область;
  • Титов Данил Евгеньевич, инструктор по физической культуре детского сада № 28 «Матрешка» города Южно-Сахалинска;
  • Чистякова Дарья Дмитриевна, учитель-логопед детского сада № 203 «Алиса» города Тольятти, Самарская область;
  • Шишкина Анна Александровна, воспитатель детского сада № 23 комбинированного вида города Шуя, Ивановская область.

На торжественной церемонии объявления лауреатов звучали слова поздравлений и аплодисменты, на сцену с приветственными словами выходили руководители системы образования и организаторы; партнеры конкурса вручали свои призы; артисты посвящали педагогам свои выступления и дарили яркие позитивные эмоции.

Четвертый раз на конкурсе «Воспитатель года России» издательство профессиональной литературы «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» награждает особенным призом «За верность профессии» педагога, отличающегося особой самоотверженностью в служении выбранному делу; обладающему высоким уровнем профессионального мастерства; имеющему высокую степень гражданской ответственности за воспитание будущего поколения и следующего принципам гуманной педагогики.

Мы выбираем сердцем

Именно эти слова – «Мы выбираем сердцем» – всегда сопровождают вручение приза «За верность профессии» имени Тамары Семеновны Комаровой – человека, прожившего удивительную, долгую и счастливую жизнь, посвященную дошкольному детству, пройдя путь от воспитателя детского сада до доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, отличника народного просвещения РСФСР, академика Международной педагогической академии дошкольного образования, создателя целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников; автора методических пособий, которые много лет выходят в свет в специализированном издательстве дошкольной литературы «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» и есть практически в каждом детском саду.

Предваряя вручение приза, Pr-директор издательства Анна Еланская поблагодарила всех воспитателей за их труд и, цитируя слова из автобиографии номинанта: «Люблю свою профессию и не променяю ее ни на какую другую», отметила, что так может сказать каждый сидящий в этом зале, однаконе каждому дано в жизни осознать такое ощущение себя: «Дети, верящие в сказку, в то, что нет ничего невозможного, как будто отражение меня самой».

Есть еще несколько фактов из биографии и откровений номинанта, повлиявшие на выбор издательства.

То, что эта профессия самая важная, она поняла еще в детстве, когда помогала маме – воспитателю детского сада – ухаживать за малышами. Такая преемственность и продолжение семейных традиций – очень ценное состояние души.

Уже став педагогом, она открыла для себя важную истину: «Чем больше я узнаю, тем отчетливее понимаю, что учиться мне предстоит всю свою жизнь, чтобы создать условия, в которых ребенок самостоятельно добудет эти знания». Действительно, даже самое инновационное оснащение предметно-пространственной среды – это просто набор предметов, если оно не одухотворено педагогом, умеющим вовлечь, заинтересовать детей, научить их учиться.

Еще одна педагогическая находка номинанта произвела большое впечатление на учредителей приза. Сегодня педагоги часто говорят о трудностях в коммуникациях с родителями. Но, как оказалось, сделать родителей своими помощниками и единомышленниками не так сложно; для этого надо сказать им очень простые слова: «Ваш ребенок уже никогда не будет такого возраста, как сейчас. Это время безвозвратно уходит. Вам, родителям нужно ценить каждый день, каждое мгновение, проведенное с детьми!» и еще: «Да, вы устали после работы и, естественно, ребенок чувствует это. Дайте ему возможность заботиться о вас в эти минуты, пожалеть и обнять».

Любящие родители не смогут остаться безучастными и к еще одному совету мудрого педагога:«Создавайте памятные мгновения, которые ребенок будет помнить всю свою жизнь, когда будет вспоминать свое детство…» Чтобы укрепить свое замечательное детско-взрослое сообщество, педагог организовала «Клуб выходного дня», где дети лучше узнают друг о друге, учатся дружить, а родители вместе придумывают новые интересные занятия с детьми, начинают дружить семьями. Это настоящий коллектив единомышленников, в котором есть большой потенциал и нет нерешаемых проблем. Ведь у педагога есть волшебные слова, обращенные и к родителям, и к детям: «Давайте вместе подумаем, как надо поступить, или как мы сможем исправить ситуацию».

После такого представления номинанта Анна Еланская пригласила на сцену для вручения приза, диплома и сертификата на 50 000 рублей Надежду Сергеевну Воронцову, воспитателя вологодского детского сада «Тополек», которая счастлива в профессии 28 лет и 2 месяца и искренне разделяет убеждение В.И. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Конкурс – это не просто событие. Как отмечают все, кто когда-либо побывал в качестве его участника: конкурс – это маленькая жизнь со своими буднями и праздниками, встречами и расставаниями, необычными историями и знакомствами.

Такая неожиданная, трогательная встреча состоялось во время фотосессии с номинантом премии «За верность профессии-2024» Надеждой Воронцовой. «Можно я еще раз прикоснусь к этому призу?» – Ганна Волощук, номинант премии-2023 с далекого Ямала, а в этом году – член жюри конкурса, с улыбкой приобняла коллегу и призналась: «Это самое высокая оценка и самая дорогая награда!».

Об учредителях

Учредители Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года России» – Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования. Оператором выступает Центр просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации. Журнал «СДО» – постоянный информационный партнер конкурса – рассказывает о наиболее значимых событиях.

Беседы о главном – с Президентом Российской Федерации

3 октября 2024 года прошла встреча по видеосвязи президента Российской Федерации Владимира Путина с лауреатами всероссийских профессиональных конкурсов в сфере образования «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Директор года», «Первый учитель» и телешоу «Классная тема!».

В своем приветствии президент очень тепло поздравил участников встречи с профессиональными праздниками – Днем учителя и Днем работников дошкольного образования: «…прежде всего хочу поздравить всех, для кого дороги и значимы эти праздники, а это и сами педагоги, и ученики, их семьи, родители, бабушки, дедушки – все, кто с теплотой и любовью вспоминает своих учителей. То есть, по сути вся страна. Эти профессиональные праздники близки не только по датам. Разные уровни образования при всех понятных отличиях являются частью единого образовательного пространства.

В диалоге с президентом свой вопрос задала и Надежда Сергеевна Воронцова.

Н. Воронцова:

Владимир Владимирович, моя дочь учится в 7-м классе общеобразовательной школы, и от нее я узнаю очень многое о школьной жизни, в том числе и о таком предмете, как «Разговоры о важном». И с ее слов, и со слов учителей, и от их впечатлений, и от своих, познакомившись с этой программой, я понимаю, насколько она важна для детей. Это действительно на данный момент, на последнее время одно из самых важных, значимых и любимых нашими детьми направлений.

Но ведь, однако, согласитесь, что воспитание будущего гражданина нашей страны начинается значительно раньше. В дошкольном возрасте мы уже знакомим детей с базовыми ценностями. В пять лет ребенок уже способен понимать, как любить Родину, как и многое другое способен понимать.

И наше предложение: распространить проект «Разговоры о важном» на дошкольные учреждения для детей с пяти лет. Ведь это уже будет, в том числе, и подготовка к школе, так сказать, ступень, – как сейчас модно говорить, бесшовный переход. Как Вы смотрите на такое предложение?

В. Путин: 

«Разговоры о важном» – это серьёзное начало большой работы. Здесь важно только не перегибать ничего, понимаете? Ничего нельзя перегибать, всё должно быть в меру – первое. Второе – всё должно быть искренне, объективно, доходчиво.

У нас есть такие выражения (обращаясь к Н. Воронцовой), Вы говорили, я пометил: впитал с молоком матери, усвоил с младых ногтей. Это всё говорит о том, что в самом раннем возрасте, конечно, определённые базовые вещи мы ребёнку должны закладывать.

От редакции: говорить с современными детьми на важные темы отех событиях, которые происходят в мире, о вопросах, на которые они ищут ответы, действительно необходимо, и только педагоги смогут это сделать, выделив главное, подчеркнув значимое, объяснив причины и следствия хорошего и плохого, доброго и злого, расставив правильно акценты, на простом и доступном языке. В детском саду не только осуществляется уход и присмотр за детьми: здесь формируются нравственные ценности и гражданственность маленьких представителей нового поколения.

Текст: Анна Еланская

Участники встречи с лауреатами всероссийских конкурсов 2024 года (в режиме видеоконференции)

Подписывайтесь на канал журнала "СДО" в Телеграм