ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Cостоялась научно-практическая конференция «Детское чтение как основа всестороннего развития личности, общества и государства»

2 апреля 2025 года состоялась научно-практическая конференция «Детское чтение как основа всестороннего развития личности, общества и государства» в онлайн формате.

Научно-практическая конференция «Детское чтение как основа всестороннего развития личности, общества и государства» прошла в рамках федерального проекта «Читай с детьми», реализуемого Российским книжным союзом при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. На конференции выступили специалисты по детскому и семейному чтению, учёные, доктора и кандидаты наук, представители Института возрастной физиологии Российской академии образования, Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Российской государственной детской библиотеки, а также специалисты портала «Грамота.ру», главные редактора профильных журналов и детские писатели.

Гостей конференции поприветствовали Эльвира Аиткулова, член Комитета по просвещению Государственной Думы Российской Федерации, и Елена Старостина, исполнительный директор Российского книжного союза. Спикеры конференции поделились результатами своих исследований, практик и наработок в области детского и семейного чтения, подняли вопрос влияния цифровых технологий на чтение и осветили роль семьи в приобщении к нему детей. Тамара Крюкова, писатель, лауреат Премии Правительства РФ в области образования и многих литературных премий рассказала о новейших исследованиях в области нейрофизиологии, развитии фантазии через чтение и последствиях увлечений гаджетами для растущего мозга.

Александра Пучкова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории нейробиологии сна и бодрствования Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина в своём выступлении говорила о нейробиологических исследованиях чтения. «Учёные давно изучают такой сложный и уникальный навык человека, как чтение. Для этого они используют методы нейронаук, чтобы понять, как дети учатся читать, где в мозге "живет" язык и как вовремя обнаружить возможные нарушения», - подчеркнула Александра. В лекции она рассказала, какие процессы и участки мозга работают при чтении и какие инструменты ученых можно использовать на практике.

Наталья Борисенко, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований отметила, что цифровое чтение сегодня находится на пике популярности, в том числе у детей и подростков. В своём выступлении она подняла вопрос, есть ли различия в понимании электронного и бумажного текста.  И рассказала о видах чтения с экрана, особенностях новых читательских практик, о которых нужно знать педагогам и родителям для грамотного руководства чтением, дала рекомендации, основанные на результатах психолого-педагогических исследований экранного чтения.

Елена Колосова, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат социологических наук познакомила аудиторию с материалами социологических исследований РГДБ и партнеров о роли родителей в чтении детей и подростков. Она рассказала, какие форматы и практики приобщения к чтению сегодня популярны у родителей детей разных возрастных групп. Её выступление наглядно дополнили данные, полученные от подростков, которыми уже поделилась Ольга Алексеева, главный редактор электронного журнала «Чтение детям». Ольга рассказала о важности изучения современной отечественной премиальной литературы для детей и подростков, представила выводы, полученные в результате Всероссийского исследования с международным участием "Что читают и о чем хотят читать современные подростки", руководителем которого она является.

Татьяна Бокова, детский писатель, поэт, автор более 150 книг для детей, педагог-психолог говорила об ответственности детского писателя перед обществом и о том, как растить читателя в цифровую эпоху. «Цифровизация как бы обнуляет предыдущие закономерности, и предлагает выявлять новые, изучая особенности новых поколений людей, смотрящих не в книгу, как раньше, а в экран, - отметила Татьяна. – Поэтому наша общая ответственность – заложить с детства правильное отношение к интернет-среде, как к помощнику ребенка, но не как к хозяину его жизни!»

Мария Лебедева, заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, руководитель образовательных проектов портала «Грамота.ру», осветила мотивационные аспекты чтения с позиции современной науки. С её слов, исследования чтения убедительно показывают связь между психологическими аспектами, например, интересом, и читательской успешностью. В ходе выступления Мария предложила практические советы, как вдохновить ребенка читать и получать удовольствие от чтения.

Мария Черняк, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена выступила с темой «От читающего учителя к читающему ученику: библионавигатор по детскому чтению». Она отметила, что детская литература в настоящее время стремительно развивается, и представила книгу «Детлит по-взрослому: библионавигатор по современной детской литературе». Также она рассказала о «Лаборатории ДЕТЛИТ» на филологическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена — научно-творческом проект студентов, выполняющем роль навигатора в современной детской и подростковой литературе, которая мало изучена и требует дальнейших исследований.

Наталия Карпова, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, руководитель программы «Семейная групповая логопсихотерапия», выступала со сложной и важной темой: работа с заикающимися детьми, подростками и взрослыми. Наталия рассказала о 25-летнем опыте организации семейного чтения с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Поделилась основными составляющими коррекционной программы и показала разные формы и варианты организации работы с книгой, которые также полезны для речевого развития и воспитания интереса к чтению всех детей.

Завершилась конференция выступлением Марьяны Безруких, учёного-физиолога, психолога, доктора биологических наук, профессора, академика РАО, директора Института возрастной физиологии РАО. Марьяна выступила с докладом о чтении, как сложном когнитивном навыке, в котором рассказала о формировании навыка чтения, о влиянии чтения на развитие мозга и познавательной деятельности ребенка.

Конференция вызвала большой интерес среди профессионального сообщества, педагогов, библиотекарей, психологов и родителей. Было зафиксировано более 660 подключений к эфиру. Запись трансляции доступна по ссылке: https://chitaisdetmi.bookunion.ru/conference

Контактные данные:
info@bookunion.ru, +7 (925) 247-92-43

Группа ВКонтакте: https://vk.com/chitaisdetmi, проект в Telegram: https://t.me/chitaisdetmi