ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Цифровое детство: как создать полезный контент для нового поколения?

В Москве прошло крупнейшее научное мероприятие в области детского развития и образования — V юбилейный Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире».

В условиях стремительной цифровой трансформации повседневной жизни дети и подростки всё больше времени проводят за экранами цифровых устройств. Возникает закономерный вопрос: как это влияет на их развитие и каким должен быть цифровой контент, чтобы не только не навредить, но и способствовать когнитивному, эмоциональному и социальному благополучию подрастающего поколения? Эти и другие актуальные вопросы стали предметом обсуждения на Международном форуме «Ребёнок в цифровом мире», объединившем экспертов из более чем 50 стран.

Юлиана Слащева, генеральный директор Киностудии им. М. Горького, отметила, что мир кардинально изменился, и эти изменения происходят постоянно — каждые полгода появляются новые тренды в потреблении контента. Однако ключевым фактором гармоничного развития ребёнка по-прежнему остаётся качественный контент. Проведённое под её руководством исследование показало, что дети потребляют медиаконтент в среднем 4 часа в день. По мнению эксперта, приоритетом становится формирование устойчивой привычки смотреть длинные, сюжетно завершённые истории — фильмы и сериалы, которые могут стать основой для семейного досуга и диалога между взрослыми и детьми.

Сравнительное исследование Дмитрия Корниенко (Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Россия) и Хорхе Энрике Торральбаса Осле (Гаванский университет, Куба) выявило интересные различия в цифровом поведении подростков. Российские подростки чаще потребляют развлекательные форматы, демонстрируя признаки «экранной перегрузки»: ухудшение концентрации, нарушения сна и снижение учебной мотивации. В то время как кубинцы тяготеют к образовательному и социальному контенту, но сталкиваются с проблемами семейной коммуникации и снижением качества живого общения.

Особое внимание на форуме было уделено принципам разработки цифрового контента. Эврин Йигит, эксперт в области детских медиа и сооснователь проектов KidsAI и Mako Kids, подчеркнула, что цифровые технологии не должны заменять детское творчество, а напротив — служить его катализатором. По её мнению, разработка цифрового контента должна начинаться с вопросов: чему это научит ребёнка, как это повлияет на его самоощущение, будет ли он чувствовать себя услышанным и понятым.

Йигит представила ключевые принципы качественного цифрового контента для детей: научная обоснованность (опора на данные о развитии), безопасность и инклюзивность, культурная и языковая чувствительность, развитие самовыражения и критического мышления. Международные данные показывают, что будущее цифрового детства зависит не от отказа от технологий, а от разумного выбора в пользу качественного, осмысленного и развивающего контента, поддерживающего эмоциональное здоровье, мышление и социальную вовлечённость ребёнка.

Формирование таких цифровых сред требует сотрудничества педагогов, психологов, родителей, медиаэкспертов и разработчиков технологий. Полная версия статьи Эврин Йигит с подробным анализом принципов детского цифрового контента будет опубликована в ближайшем номере нашего журнала.

В эпоху цифровой трансформации становится очевидным: цифровая среда — это не угроза, а инструмент, который при грамотном подходе может стать мощным ресурсом для развития подрастающего поколения. Главная задача современных специалистов — наполнить её содержанием, которое помогает детям расти гармоничными, любознательными и эмоционально устойчивыми личностями.