ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Всероссийский форум «Ориентиры детства 5.0»: главные события

9 и 10 августа 2025 года Московский инновационный кластер «Ломоносов» на Раменском бульваре стал центром притяжения для тысяч педагогов, родителей и экспертов дошкольного образования.

Всероссийский форум «Ориентиры детства 5.0», подтвердил статус главной площадки для открытого диалога о проблемах и перспективах дошкольного образования. Здесь не было «парадных» отчетов — вместо этого звучали живые обсуждения, шли оживленные дискуссии, обмен мнениями. Организаторы поставили амбициозную задачу — не просто зарядить педагогов и вдохновить энергией и эмоциями на новый учебный год, а услышать каждого.

«Я бесконечно рад, что всю жизнь работаю в сфере дошкольного образования; оно у нас, безусловно, лучшее в мире», — с гордостью и теплотой произнёс на открытии доктор психологических наук, ректор МПАДО, профессор МГУ Николай Веракса. Эти слова задали тон всему форуму — серьёзный, живой, человечный.

Поддержка сверху — доверие снизу

Форум получил мощную поддержку: приветственные слова в адрес форума направили представители государственной и исполнительной власти, общественных организаций: Комитета по образованию, науке и культуре Совета Федерации, Комитета Государственной Думы по просвещению, Московской городской Думы, Общероссийского профсоюза образования, ВОО «Воспитатели России». Слова поддержки в адрес форума направили советник Президента РФ Елена Ямпольская, директор Департамента дошкольного образования Минпросвещения России Александр Реут и президент РАО Ольга Васильева. Атмосфера была особенной — ответственной, доверительной, вдохновляющей.

Одним из символических актов открытия стала церемония подписания меморандумов о сотрудничестве между МПАДО, Московским союзом образовательных организаций (МСОО), ООН «Воспитатели России» и другими ведущими институтами. Этот жест стал символом единства, системного подхода и готовности работать вместе ради общего будущего детей.

О стратегии развития образования

На пленарном заседании «Стратегия развития дошкольного образования» о том, как развивать суверенную систему российского образования, основанную на лучших традициях и практиках отечественной педагогики, говорили: Елена Писарева, заместитель председателя Комитета по образованию, науке и культуре Совета Федерации РФ, Лариса Солодилова, председатель Общероссийского профсоюза образования, Любовь Духанина, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, Елена Приступа, директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка (ИРЗАР), Елена Изотова, заведующий кафедрой возрастной психологии МПГУ, руководитель группы направления «Порождение, передача и приобретение знаний» Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», Ирина Винер, президент Всероссийской ассоциации художественной гимнастики, Наталья Алтыникова, руководитель-координатор межведомственной рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки, член общественного совета Рособрнадзора, Татьяна Батышева, депутат Мосгордумы, директор Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы, Эммануил Баграмян, заместитель руководителя Центра развития образования ФГБУ «Российская академия образования», Александр Щербак, заместитель председателя совета ВОО «Воспитатели России».

Программа без границ: от спектаклей до роботов

Программа форума была настолько разнообразной, что каждый участник мог создать свой уникальный маршрут.

В холлах кластера кипела жизнь: 

  • Тренинги по управлению конфликтами и эмоциональной устойчивости,

  • Мастер-классы от победителей всероссийского конкурса «Воспитатель года»

  • Лекции на подушках — непринуждённые, но содержательные беседы о развитии речи и моторики,

  • Кукольные спектакли для детей и взрослых

  • Чтение книг с собаками-терапевтами — необычный, но эффективный способ снизить тревожность и вовлечь малышей в процесс.

На площадках обсуждалось проектирование детских садов будущего: с экологичными материалами, «умными» зонами развития, встроенными системами безопасности и комфорта. А в перерывах между сессиями гости играли в народные игры, участвовали в квестах и даже наблюдали за шоу иллюзий, которое напоминало о том, что детство — это пространство чудес.

«Идеальный детский сад»: мнение детей, мечты родителей, вызовы для профессионалов

Одной из ключевых тем стал «Идеальный детский сад». Впервые к обсуждению подключили не только профессионалов, но и родителей, а также самих детей через акцию «Голос ребенка». Малыши рисовали сады, в которые они будут ходить с удовольствием: с «горками-драконами», «добрыми роботами», большим количеством игрушек, воспитателями, которые все разрешают, а взрослые спорили, как воплотить эти фантазии в жизнь.

Говорим о главном: бюрократия, нагрузка, профессия

Педагоги использовали форум как возможность говорить о наболевшем. На дискуссии о бюрократии Наталья Алтыникова из Рособрнадзора признала: нагрузка на воспитателей чрезмерна, и рабочая группа уже готовит изменения. Педагоги жаловались на «бумажную волокиту», мешающую работать с детьми: «нам нужны не отчеты, а время для игр и развития»

Диалог сквозь время: память, наука, личность

Сердцем форума стал круглый стол «Диалог сквозь время», посвящённый юбилеям двух великих учёных — Александра Васильевича Запорожца (120 лет со дня рождения) и Льва Абрамовича Венгера (100 лет).

На сцену вышли их ученики — настоящие легенды отечественной педагогики. Профессор Оксана Семёновна Ушакова рассказала:

«Они учили нас главному — видеть в каждом ребёнке личность. Не объект развития, а субъект своей жизни».

Воспоминания, архивные фотографии, редкие записи — всё это напоминало о том, что современная система дошкольного образования выросла из глубокой научной традиции, где главным критерием успеха была не статистика, а судьба ребёнка.

К форуму был подготовлен спецвыпуск журнала «Современное дошкольное образование», в котором впервые были опубликованы уникальные архивные материалы, интервью, письма Л.А. Венгера. Это стало подарком для многих поколений педагогов — живая история, к которой можно прикоснуться.

Дошкольное образование объединяет

Впервые в истории «ОРИЕНТИРОВ» прошли Международная ассамблея дошкольного образования (при поддержке Россотрудничества) и Международный симпозиум «Обучение и развитие детей в цифровую эпоху» (при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО).

Спикеры из Франции, Кыргызстана, Испании, Беларуси делились опытом, обсуждали проблемы сотрудничества. Несмотря на разность взглядов, подходов к образованию и воспитанию, спикеры говорили на одном языке – языке детства.

13 кафедр ЮНЕСКО и ассоциированные школы обсуждали, как цифровизация влияет на развитие детского мозга, как создать безопасную среду в эпоху гаджетов и как сохранить исчезающие языки коренных народов с помощью анимации, созданной детьми.

Выставка инноваций: будущее уже здесь

На площади более 2000 квадратных метров разместилась выставка инноваций, где 40 компаний представили свои разработки: 

  • Умные игровые зоны с сенсорным управлением;

  • Экологичные строительные материалы;

  • Интерактивные панели для развития моторики.

Покидая форум, педагоги увозили не только сертификаты и методички, но и особое чувство — уверенность, что их голос услышан, а профессия воспитателя действительно меняет мир.

СТАТИСТИКА ФОРУМА 

  • Зарегистрированы 10230 участников из 89 регионов Российской Федерации и 22 стран мира.

  • Мероприятие посетили более 6000 человек из 78 регионов РФ и зарубежных стран: Армении, Индонезии, Испании, Казахстана, Республики Беларусь.

  • Для участия в деловой программе приглашены 480 спикеров из 76 регионов РФ.

  • 200 педагогов приехали на форум в составе 19 официальных региональных делегаций.

  • В круглом столе «Диалог сквозь время», посвященному юбилейным датам известных во всем мире основателей российской дошкольной педагогики: 120-летию А.В. Запорожца и 100-летию Л.А. Венгера, приняли участие 14 известных ученых, вошедших в золотой фонд педагогической науки.

  • 21 профессиональное сообщество педагогов-дошкольников делегировало своих представителей.

  • 86 участников из 22 стран включились в работу Международной ассамблеи дошкольного образования, проведенной в гибридном формате.

  • 74 специалиста дошкольного образования выразили интерес к Международному симпозиуму «Обучение и развитие детей в цифровую эпоху» с участием 13 кафедр ЮНЕСКО, 7 ассоциированных школ ЮНЕСКО в РФ и кафедры БГПУ имени Максима Танка.

  • К акции «Голос ребенка» подключились 466 педагогов из 39 регионов РФ. В адрес форума пришло более 1000 открыток с мнением детей, каким они видят идеальный детский сад.

  • 40 компаний стали экспонентами выставки образовательных решений.