ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Диалог во имя детства: педагоги СЗФО собрались для обсуждения Программы просвещения родителей

В Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена состоялся VIII межрегиональный форум по развитию навыков просветительской деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Это мероприятие, собравшее более 200 ведущих специалистов в области дошкольного образования, стало ключевой площадкой не только для Санкт-Петербурга, но и для всего Северо-Западного федерального округа, объединив экспертов, воспитателей, методистов и представителей власти из 11 регионов. Их общей задачей была выработка стратегии по развитию одного из главных направлений государственной политики — просвещения родителей.

Ольга Колударова, заместитель Министра просвещения РФ, в своем обращении к участникам обозначила ключевую роль родителей в формировании личности ребенка. «Доступность информации в цифровую эпоху стала важным аспектом повседневной жизни каждого человека. Обладая многообразной информацией, родители тем не менее испытывают затруднения в вопросах воспитания, развития, обучения своих детей. Именно поэтому важно своевременно оказывать родителям качественную профессиональную поддержку со стороны педагогического сообщества», — отметила она.

Сергей Тарасов, ректор РГПУ им. А. И. Герцена, акцентировал внимание на уникальности дошкольного периода: «Дошкольное детство — это самый сенситивный, самый сложный, одновременно благодатный период развития ребенка. Именно в этот период закладываются очень многие основания, фундамент дальнейшей жизни человека». Он также напомнил о богатых исторических традициях университета, берущих начало еще со времен Санкт-Петербургского Воспитательного дома, и готовности вуза делиться новейшими практиками.

Центральной темой форума стала Программа просвещения родителей. Как сообщила Наталья Костюк, заместитель директора Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России, после успешной апробации в 2024 году в 21 регионе, в 2025–2030 годах планируется ее поэтапное внедрение во всех регионах страны. Наталья Костюк охарактеризовала программу не только как меру господдержки, но и как инструмент формирования единого образовательного пространства, где родители и педагоги выступают соратниками.

Стратегические приоритеты развития дошкольного образования в Санкт-Петербурге подробно осветила Анна Грубская, начальник отдела общего образования Комитета по образованию города.

Елена Приступа, директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка, углубилась в тему семейных ценностей как основы устойчивого развития личности. О роли Российского общества «Знание» как стратегического партнера в продвижении просветительских инициатив рассказала Наталья Хмаро, главный эксперт управления по взаимодействию с общеобразовательными организациями общества.

Практическую сторону внедрения Программы просвещения родителей в формате «вопрос-ответ» представили сотрудники Лаборатории развития дошкольного образования: Маргарита Парамонова и Татьяна Кротова. Они детально разобрали цели, структуру и инструменты, которые помогут воспитателям донести информацию до родительской общественности.

Ключевой частью форума стала работа семи тематических секций, сфокусированных на самых актуальных проблемах современного воспитания. Среди них:

  • Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в семье.
  • Цифровая культура и кибербезопасность — крайне важная тема в эпоху цифровизации.
  • Адаптация ребенка к детскому саду.
  • Воспитание интереса к чтению.
  • Развитие коммуникативной компетентности.
  • Психологическая готовность ребенка к школе.

Участники не только обменялись лучшими практиками, но и совместно разработали конкретные методические материалы, которые станут эффективными инструментами в руках воспитателей для поддержки родителей.

Форум стал значимым событием, закрепившим переход от обсуждения к активным действиям. Он подтвердил стратегический курс на создание в России единого образовательного и воспитательного пространства, где государство, наука, педагоги и родители выступают единой командой. Мероприятие наглядно показало, что просвещение родителей — это не разовая акция, а долгосрочная инвестиция в будущее детей, в воспитание патриотичной, социально ответственной и гармонично развитой личности.