Модератор секции, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Веракса сразу задал высокий стандарт: «Только объединяя знания науки, психологии, педагогики и доводя их до практики, мы можем создавать решения, которые работают и отвечают вызовам времени». Этот тезис стал лейтмотивом всего дня.

Цифровая развилка: три часа в день у экрана в шесть лет
Одной из центральных тем стала цифровизация детства. Декан факультета психологии МГУ, директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований Юрий Зинченко обнародовал настораживающие данные масштабного лонгитюдного исследования «Растем вместе», единственного лонгитюдного исследования подобного уровня в России: современные дошкольники проводят за устройствами около трех часов в день.

«Россия — одна из первых стран, где СанПиНы допускают доступ ребенка в интернет с шести месяцев. С одной стороны, это удобно: ребенок занят планшетом. С другой — увеличивается риск нарушений коммуникации, расстройств аутистического спектра, трудностей с чтением и ослабления авторитета взрослого», — предупредил Юрий Зинченко.
Ученый провел историческую параллель: если раньше знания передавались строго «сверху вниз», от старших к младшим, то сегодня бабушки и дедушки учатся пользоваться гаджетами у своих внуков. Это создает принципиально новую, двунаправленную реальность, где ключевая проблема — не содержание, а подмена живого общения суррогатным экранным временем.
Ямальский прорыв: от 69-го до 5-го места и кочевые детсады
О том, как научные подходы воплощаются в жизнь в самых сложных условиях, рассказала первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ирина Новосёлова. Регион, где каждый четвертый житель — ребенок, а каждый десятый — представитель коренных народов, совершил настоящий образовательный рывок.

«Мы поднялись с 69-го места в рейтинге победителей всероссийской олимпиады школьников до 5–6 позиции», — заявила Новосёлова.
Этот успех стал результатом целенаправленной работы, включающей создание кочевых групп детсадов и школ, где педагоги выезжают в тундру. Столкнувшись с тем, что дети оленеводов не понимали стандартных тестов с изображениями ананасов или оконных рам, в регионе разработали особые диагностические материалы, основанные на их жизненном опыте, и буклеты для родителей на трех языках коренных народов.
Роль общества: от издательств до университетов
Генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Эльфия Дорофеева отметила важность систематической популяризации научных результатов среди педагогов и родителей, призвав к «стыковке теории и практики». В качестве примера она рассказала о масштабном проекте – Всероссийском форуме дошкольных работников Ориентиры детства, который объединил в этом году более 6 тысячи педагогов на одной площадке. Издательство выступает в качестве площадки для апробации и внедрения новых педагогических подходов, ориентированных на формирование у детей инициативности, креативности и социальной ответственности.

«Дети изменились, мир изменился. Подходы Монтессори или советской системы уже недостаточны. Нужно формировать личность инициативную, творческую, способную ставить общественное благо выше личного», —Эльфия Дорофеева акцентировала внимание аудитории на важном научном термине – Пространстве детской реализации.
Отдельно спикер подчеркнула значимость разработки специализированных образовательных технологий для поддержки двуязычия в условиях многонациональных регионов. Если в семье целенаправленно занимаются несколькими языками — это развитие. Но если ребенок впервые слышит русский язык в школе — это проблема. Задача — сохранить культуру, не навредив когнитивному развитию.
Айдар Калимуллин, директор Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, акцентировал внимание на организационных и управленческих аспектах проведения научных исследований в сфере педагогического образования, особенно в их пересечении с психологией. Он выделил ключевую проблему, с которой сталкиваются администраторы исследовательских проектов на уровне вузов и региональных систем образования: помимо определения научно и социально значимой тематики, необходимо обеспечить исследование необходимыми ресурсами (материальными, кадровыми, временными), организационным сопровождением и методологической поддержкой на всех этапах — от проектирования до внедрения результатов.

В этом контексте Айдар Калимуллин особо отметил роль ведущих научных центров как интеграторов и гарантов качества исследований. Отдельно он выразил признательность Российской академии образования (РАО) и Федеральному научному центру психологических и междисциплинарных исследований под руководством Юрия Зинченко за предоставляемую научно-методическую поддержку. По его словам, такая поддержка включает экспертное сопровождение, разработку единых методологических подходов и стандартов, а также создание инфраструктуры для межвузовского и межрегионального взаимодействия, что особенно важно для обеспечения репрезентативности и достоверности результатов в области педагогики и детской психологии.
Сеть поддержки против детского одиночества
Одним из самых резонансных стало выступление Майи Булаевой, депутата Московской городской Думы, директора ГБОУ г. Москвы «Школа в Некрасовке», посвящённое проблеме детского одиночества. Она обозначила этот феномен как «мину замедленного действия под человеческим капиталом страны», подчеркнув, что эмоциональное состояние ребёнка напрямую влияет на его успеваемость, социальную адаптацию и будущий профессиональный потенциал. В рамках презентации был представлен пилотный проект по созданию сети поддержки для детей, испытывающих изоляцию.

Технологии и инновации: окно в сознание ребёнка
Яна Смирнова, доцент кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета, представила будущее детской диагностики — мобильные айтрекеры. Эти устройства позволяют буквально заглянуть в сознание ребёнка, фиксируя зоны внимания, переключение фокуса и совместное внимание со взрослым — даже у детей с нарушениями слуха или зрения. Это мощный инструмент для создания индивидуализированных стратегий обучения, способный перевести науку в конкретные практические рекомендации для педагогов.

Секция в «Сириусе» стала рабочей площадкой для консолидации усилий науки, образования, власти и бизнеса. Участники сошлись во мнении: ответ на вызовы современного детства лежит в междисциплинарности. Объединяя данные психологии, нейронаук, педагогики и управленческого опыта, можно о реагировать на проблемы и создавать опережающие образовательные решения, которые помогут вырастить успешное поколение.









