ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Интервью Председателя Международного оргкомитета Конференции, главного редактора журнала "Современное дошкольное образование. Теория и практика" Н.Е. Вераксы передаче "Персона грата"

Если говорить о стыке детского сада и школы, то зачастую от школьных учителей можно услышать, что главным критерием того, насколько хорошо ребёнок был образован в детском саду, является его готовность хорошо усваивать школьную программу, чтобы он приходил в школу и умел читать, писать, чтобы  меньше создавал проблем учителям начальной школы. Вы согласны, что детский сад должен быть трамплином для прыжка в начальную школу?

Н. Веракса: Это вопрос на самом деле сложный. По логике ребёнок должен получить в детском саду возможность развить свои способности, которые не сводятся к умению читать, писать и считать. Существуют такие две линии в современном дошкольном образовании – детоцентристская и академическая. Последняя предполагает, что ребёнок освоит чтение, счёт, письмо. Детоцентристская линия  строится на других основаниях. Считается, что главная деятельность для ребёнка дошкольного возраста – это игра. Ребёнок должен освоить эту деятельность, которая не сводится принципиально к счёту, письму и чтению. Это совершенно другая деятельность, в которой ребёнок самовыражается. Результатом её становится развитие воображения, особого вида мышления.

Когда ребёнок играет с куклой, как он смотрит на куклу? Для него она в игре с одной стороны живая, поэтому он с ней обращается и общается, а с другой стороны она неживая. У ребёнка особый взгляд. Стул для него может быть и автомобилем, и в то же время он теряет из вида, что это стул. Эта особая репрезентация реальности, которая развивает его детское воображение, потом не компенсируется в школе. Школа педалирует формальное мышление.

Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле на сайте: http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57068/episode_id/1306984/