ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Устами младенца: чтобы понять детей, учёные обратились к самому источнику

Ученые использовали неординарный подход для сбора информации напрямую от семилетних детей, чтобы получить представление о том, что делает их счастливыми.

Исследование, проведенное учеными сообщества медицинских исследований, подразделением медицинской социологии и департамента здравоохранения университета Глазго, направлено на три составляющих благополучного детства: есть ли у ребенка друзья, готовые его поддержать, насколько ему нравится школа и общая удовлетворенность жизнью.

Исследование демонстрирует степень, с которой раннее детство и воспитание могут определить отношение к жизни и благосостояние ребенка в будущем, по достижению семилетнего возраста, в первую очередь основываясь на ответы самих детей, а не их родителей.

Результаты интересны тем, что взгляды детей на благосостояние в большинстве своем совпадали со взглядами их матерей, которых опрашивали как главных опекунов детей, подтверждая их ответы.
Вооружившись наушниками и инструкцией на экране, дети отвечали на вопросы в компьютерной программе-опроснике. Затем ответы были сопоставлены с полученными данными от матерей, прошедших ту же процедуру, на темы проблем отношений, адаптации к школе и эмоциональных трудностей.

В исследовании сравнивались мнения детей с заранее собранными мнениями их родителей, чтобы установить уровень влияния факторов риска детства: бедность, участие отца, психическое здоровье и неопытность матери, а также расположение дома, включая степень депривации, особенности сельской местности и отдаленных районов. И, конечно, влияние воспитания.

Доктор Элисон Паркс, главный автор исследования: «Мы определили, что качество воспитания влияет на благополучие детей в будущем. В частности, неправильное воспитание (высокий уровень стресса родителей, плохая организация и конфликт родителя с ребенком) является причиной того, что в будущем у семилетнего ребенка не будет верных друзей, ему не понравится школа и он не будет удовлетворен жизнью. Неправильное воспитание связано с нарушениями психического здоровья матери».

Оказалось, что бедность негативно влияет на количество друзей ребенка; при этом проживание в отдаленных районах Шотландии имело негативное влияние на все составляющие благополучного детства, независимо от других факторов.

Детям, обучающимся на дому, читающим книги, как правило больше нравилась школа; более того, их уровень удовлетворенности жизнью был выше.

Источник: http://www.gla.ac.uk/