Впервые проведено исследование движения глаз для выявления существования связи между фокусом внимания родителя и ключевым когнитивным индикатором развития дошкольника.
Работа, опубликованная в журнале Current Biology, – первая в своем роде – направлена на изучение связи между тем, как долго смотрит родитель на объект, и как долго внимание ребенка остается прикованным к тому же объекту.
«Способность ребенка удерживать внимание – это показатель способностей к усвоению языка, решению задач и другим ключевым когнитивным этапам развития», - рассказывает Чен Ю, который возглавлял исследование. – «Родители, которые кажутся отвлеченными или у которых блуждает взгляд, в то время как их дети играют, негативно влияют на увеличение продолжительности концентрации внимания ребенка».
Чен Ю – профессор кафедры психологии и нейрологии колледжа наук и искусств Индианского университета в Блумингтоне. Линда Смит – заслуженный профессор Индианского университета и старший профессор кафедры психологии и нейрологии – является соавтором работы.
«Исторически так сложилось, что психологи считали внимание свойством индивидуального развития», - говорит Смит. – Наше исследование впервые доказало, что концентрация внимания зависит от социального влияния. Получается, эта действие выполняется двумя социальными партнерами, поскольку наше исследование показывает, что внимание одного человека сильно влияет на внимание другого».
С помощью камер на головах детей и родителей, ученые Индианского университета получили картинку от первого лица детей и родителей, пока те вместе играли с игрушками в обстановке, приближенной к дому или детскому саду.
Родителям не дали никаких инструкций, чтобы убедиться, что психологи получат объективные результаты.
В основном, говорит Ю, родители разделились на две группы: одни позволяли детям быть ведущими в игре, другие сами привлекали внимание ребенка к некоторым игрушкам.
«Многие родители действительно слишком старались. Они пытались выставить свои родительские навыки напоказ, держа в руках игрушки перед детьми и называя объекты. Но, если посмотреть на изображение с камер, можно увидеть, что взгляд ребенка устремлен в потолок или за спину родителя – они совсем не обращали внимание на то, что им показывают,» - говорит Чен Ю.
Наибольших успехов в привлечении внимания ребенка добились те родители, которые позволяли ребенку «вести» игру. Такие родители ждали, пока ребенок проявит интерес к какой-нибудь игрушке и только затем начинали привлекать внимание ребенка, называя объект, и поощрять игру.
«Чуткие родители улавливали интерес ребенка и поддерживали его внимание. Мы обнаружили, что им даже не пришлось перенаправлять взгляд ребенка».
Усиление внимания у детей в этой группе было значительным. В случаях, когда дети и родители уделяли внимание одному и тому же объекту больше 3.6 секунд, внимание ребенка задерживалось на том же объекте в среднем на 2.3. секунд даже после того, как родитель отворачивался. Этот показатель в 4 раза больше, чем у детей из второй группы.
Влияние нескольких секунд может показаться малым. Но, когда они увеличиваются во время игры, с каждым месяцем, днем и часом, это дает свои плоды. Несколько других исследований влияния удерживания внимания у детей от 1 года и в течение начальной школы показали, что способность концентрировать внимание является показателем дальнейших успехов ребенка.
Самая непродолжительная концентрация внимания наблюдалась в третьей группе, в которой родители демонстрировали наиболее низкий уровень вовлеченности в игру с ребенком. Таким отвлеченным родителям было свойственно сидеть, отодвинувшись, и смотреть по сторонам.
«Если родитель не проявляет чуткости к поведению ребенка – это может стать тревожным сигналом появления проблем в будущем,» - говорит Чен Ю.
Исследование проведено при поддержке Национального института здоровья.
Источник: http://news.indiana.edu/
Ваша корзина пуста