ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Что такое материнский язык и зачем мы его используем?

Многие эксперты в области дошкольного образования предполагают, что лучший способ научить ребенка говорить – разговаривать с ним как со взрослым, поскольку звуки, темп и тембр речи взрослого – это именно то, чему ребенок должен научиться. Но последнее опубликованное исследование, использующее математические модели, доказало, что лучший способ помочь ребенку научиться говорить – следование материнским инстинктам и использование «материнского языка» (англ. Motherese), что значит говорить с ребенком, употребляя уменьшительно-ласкательные суффиксы, пропевать звуки, намеренно проговаривать звуки отчетливо и использовать упрощенную грамматику языка.

Патрик Шафто, доцент кафедры математики и информатики Ратгерского университета, автор исследования: «Удивительно, на наша интуиция нас не обманывает. Зачем мы используем материнский язык при общении с детьми? По правде говоря, чтобы научить их важным свойствам языка».

Шафто, соавтор исследования Бакстер Ивз и их коллеги проанализировали гласные звуки в речи взрослых. Затем они создали математическую модель, прогнозирующую доступные для понимания речевые шаблоны с нуля, «чтобы показать, как бы они звучали, если бы речь выполняла функцию обучения детей». Затем они сравнили искусственно созданные обучающие модели с теми видами речи, которые взрослые используют для общения с другими взрослыми и с детьми, и обнаружили, что модели больше были похожи на речь при общении с детьми.

«Выбранные звуки подчёркивают важные свойства языка, которые ребенок должен принять и выучить. Если вы правильно преувеличиваете произношение звуков, вы получите учащегося, которому нужно намного меньше времени и материалов для обучения», - говорит Шафто. По его мнению, со временем мозг ребенка сам переведет материнский язык в обычный взрослый язык.

Шафто говорит, что его математическая модель – простой способ исследовать процесс обучения дошкольников. Он предупреждает, что результаты данного исследования лишь предварительны. В частности, доказать, что материнский язык больше помогает в обучении, сложно по определению, т.к.  младенцы до 1 года еще не могут говорить, поэтому довольно сложно отследить полученные ими языковые навыки.

Однако есть и другая группа учащихся, которая может наглядно доказать ценность математической модели обучения. По словам Шафто, взрослые американцы изменяют свою речь не только при общении с детьми. Они также меняют речь для общения с домашними питомцами и иностранцами, но немного по-другому. Домашние питомцы слышат «пение», нет надобности нарочито четко проговаривать гласные – животные все равно не могут понять речь, так что это просто способ выражения умиления, в этом и состоит главное отличие от речи, направленное на маленьких детей. В свою очередь с иностранцами разговаривают наоборот – подчеркивают гласные, преувеличивая их произношение, чтобы помочь слушателю понять язык, которого он не знает.

Поскольку можно измерить успехи обучения иностранца английскому языку, Шафто уверен, что можно будет использовать математические модели, чтобы совершенствовать речевые шаблоны преподавателей и улучшить качество обучения английскому, как второму языку. «Используя только важные детали и выделяя самые значимые особенности языка, мы можем сделать обучение английскому языку более простым для носителей других языков».

По словам Шафто, самое важное открытие его исследования – это тот факт, что математика и наука обучения языкам отлично сочетаются.

«Мне кажется, это отличный пример того, как математическая точность важна в совершенно неожиданных областях. Например, в изучении того, почему мы используем материнский язык при общении с детьми».

Источник: https://www.newark.rutgers.edu/