ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Заключат ли дети «сделку с дьяволом»? Только если она того стоит.

Дети в возрасте 12 месяцев скорее согласятся принять не очень выгодное предложение доброго человека, чем выгодное плохого. Однако новое исследование показало, что дети с бОльшим энтузиазмом будут «сотрудничать» со «злодеем», если его предложение будет значительно выгоднее, чем у «добряка».

«Мне нравится называть это исследование «сделка с дьяволом», – заявил Арбер Тасими, выпускник факультета психологии Йельского Университета.

Тасими проводил исследование в сотрудничестве с Карен Вунн, психологом Йельского университета. Исследователи задались вопросом: «Какое предложение – выгодное или не очень – примет ребенок?» Неудивительно, что почти все дети принимали наиболее выгодное предложение. Но исследователи хотели узнать, влияет ли тип человека – хороший или плохой – на их выбор.

В ходе эксперимента 5–8-летних детей знакомили с двумя персонажами, один из которых был злым, другой – добрым. Детям сообщали, что «злодей» предлагает им больше наклеек (на 2, 4, 8 или 16), чем «добрый», который готов дать им лишь одну наклейку. Когда разница между сделками была маленькой, большинство детей брали наклейки у положительного героя. Но когда разница доходила до 16 наклеек, дети соглашались на сделку со злодеем.

Даже дети в возрасте 12–13 месяцев долго не могли сделать выбор. Тасими и Вунн показали детям кукольное представление, в котором одна из кукол несколько раз пыталась открыть коробку с игрушкой внутри, но у нее не получалось. В другом сюжете одна кукла помогала другой открыть коробку, тогда как третья кукла ее закрывала. После представления негативный персонаж предложил детям два печенья, а положительный – одно. Больше 80% детей взяли печенье у доброй куклы. Но когда злой персонаж стал предлагать на 8 печеней больше, чем добрый, дети брали печенье у «злодейки».

«Когда я рассказываю об этих открытиях, люди обычно шутят, что дети продажны, но мне кажется, что они не так циничны. С детства мы готовы пожертвовать личной выгодой, чтобы избежать общения с плохими людьми и помочь хорошим», – говорит Тасими.

А что насчет тех участников, которые полностью отвергали все предложения негативных персонажей?

Тасими говорит: «Мне кажется, в будущих исследованиях будет интересно попытаться понять, как индивидуальные различия, даже во время первых месяцев жизни, влияют на определение хорошего-плохого, правильного-неправильного».

Источник: http://news.yale.edu/2016/04/05/will-babies-deal-devil-only-when-price-right

 

 

Журнал «Современное дошкольное образование» является генеральным информационным партнером международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2017): http://ecceconference.com/