ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Научная школа Т.С. Комаровой как достояние педагогической науки и практики

Слепцова Ирина Федоровна,
доцент кафедры человековедения и физической культуры
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», г. Москва.

НАУЧНАЯ ШКОЛА Т.С. КОМАРОВОЙ КАК ДОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ.

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления деятельности в рамках научной школы Т.С. Комаровой, которые представлены фундаментальными и прикладными исследованиями в области художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, профессиональной подготовки педагогических кадров и др. Рассматриваются сущностные и отличительные особенности Программы «От рождения до школы», разработанной в контексте Программы ЮНЕСКО «Образование для всех» (ОДВ). Представлены концептуальные положения и тезисы, сформулированные Т.С. Комаровой, в рамках основанной Школы эстетического воспитания и в ходе осуществленной научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: образование, педагог, эстетическое воспитание, личность, творчество, исследования, научная школа, дошкольное образование.

Важнейшие достижения в области теории и методики дошкольного образования, педагогической науки и практики связаны с именем выдающегося ученого, замечательного педагога, творческой личности – Комаровой Тамары Семеновны  - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Являясь основоположником Школы эстетического воспитания, под руководством Тамары Семеновны ее учениками были проведены многочисленные научные исследования, которые позволили изучить целый спектр вопросов в области педагогической науки и практики. В частности, к числу разработанных вопросов и проблем следует отнести:

  • развитие детского художественного творчества в разнообразных видах худо­жественной деятельности (музыкальной, изобразительной, речевой, театра­лизованной, игровой); раскрыто значение этих видов деятельности во всесто­роннем развитии личности;
  • разработка сущности и структуры худо­жественно-творческих способностей. Под художественно-творческими спо­собностями понимается комплекс таких психических свойств и качеств личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами детской деятельности, развития творчества и успешного последующего учения в школе. Художественно-творческие способности характеризуются прояв­лением художественно-творческой активности индивида, направленной на создание прекрасного в любом виде детской деятельности, стремления как можно более полно выразить задуманное содержание и точнее передать обра­зы, предметы и явления действительности и др. [1].

Огромное значение для эстетического и интеллектуально-нравственного формирования личности в научной школе Т.С. Комаровой придается приобщению детей к народному искусству, на­чиная с младшего возраста. Также важным направлением исследований Школы эстетического воспитания является взаимосвязь умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Большое место в работе школы занимают проблемы подготовки детей к школе, которые изучены в многочисленных диссертационных исследованиях учеников Тамара Семеновны [1].

По итогам фундаментальных исследований, проведенных в рамках Школы эстетического воспитания, были выявлены психолого-педагогические усло­вия эффективного формирования творчества у детей дошкольного возраста, к которым отнесены:

- приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, трудовой, которые интересны детям и могут при рекомендуемом разнообразии методов и приемов обеспечить всестороннее развитие, создать обстановку эмоциональ­ного благополучия, наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;

- составляющей формирования духовных и творческих способностей ре­бенка является художественно-эстетическая деятельность, которая реализуется по выбору ребенка в разных видах культурно-досуговой деятельности. В силу этого у дошкольника происходит формирование художественно-эстетической культуры, которая является ведущим компонентом общей культуры человека;

- творческий подход педагогов к отбору разнообразного содержания об­разования, видов искусства и художественно-творческих видов деятельности, построенного на основе интеграции, а также к организации интегрированных занятий с детьми, использованию как традиционной, так и инновационной технологии обучения;

- для возникновения и формирования творчества необходимо вызывать и закреплять у детей эмоциональноположительное отношение к действитель­ности, искусству, разнообразной художественной деятельности и процессу ее осуществления;

- создание художественно-эстетической среды в детском учреждении. При этом в оформлении помещения активное участие должны принимать сами дети, которые вместе с педагогами украшают зал для проведения праздников, народных обрядовых действий, досуга, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок, использования своего свобод­ного времени (Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина, Е. А. Пелих, О. Ю. Филлипс);

- широкое включение в жизнь детей разнообразных видов культурно-досу­говой деятельности, что позволяет каждому ребенку наиболее ярко проявить себя в том виде деятельности, который является для него наиболее интерес­ным, а может быть, и в нескольких видах;

- включение в психолого-педагогический процесс разнообразных игр, иг­ровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созданию личностно значимой для ребенка 3—7 лет мотивации обучения, усвоения мате­риала и развития творчества (Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева, Н. Ф. Губанова, Т. Н. Доронова, Е. JI. Трусова) [1].

Также учениками научной школы Т.С. Комаровой исследовались вопросы взаимодействия детей друг с другом и педагога с детьми (Е. С. Евдокимова, И. Ф. Слепцова). В частности, последний из них был положен в основу диссертационного исследования на тему «Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки» (И.Ф. Слепцова).

Цель исследования заключалась в разработке научно-обоснованного содержания, форм и методов формирования готовности будущих воспитателей в процессе профессионального образования к взаимодействию с детьми дошкольного возраста и проверке их эффективности.

Под руководством Т.С. Комаровой были выявлены особенности личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми; определена сущность готовности к взаимодействию как проявление менталитета педагога по совокупности установок и предрасположенностей к определенному типу мышления и действия; выделена структура готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми; разработана научно-обоснованная методика ее формирования. Также были сформулированы концептуальные положения, которые позволили дополнить теорию и методику профессионального образования, в частности, о том, что активизации процесса формирования готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми способствует комплекс педагогических условий, включающий: активное использование форм, методов и средств, обусловливающих эффективное формирование компонентов готовности; специальное обучение студентов технологии взаимодействия с детьми; ориентацию будущих воспитателей на системное видение педагогического процесса при самостоятельном проектировании взаимодействия с детьми и др.[10].

Одно из наиболее значимых направлений деятельности научной школы является разработка авторской комплексной программы дошкольного образования «От рождения до школы», научным руководителем которой является Т.С. Комарова.

Постулатом Программы является тезис Тамары Семеновны  о том, что «с детьми нужно постоянно заниматься, помогать им, вести их к развитию, потому что само по себе ничего не бывает» [2,9].

 Справедливая оценка программы заключается в «результатах мониторинга, проведенного по инициативе Всемирного банка, свидетельствующего о том, что коллективы детских садов сознательно выбирают эту программу, т.к. ею может пользоваться любой воспитатель», - отмечает Т.С. Комарова [2].

Программа «От рождения до школы» является самой  востребованной и актуальной общеобразовательной программой дошкольного образования нового поколения в образовательном пространстве РФ и соответствует Международному стандарту ЮНЕСКО.

Тамара Семеновна пишет о том, что «в Программе ЮНЕСКО «Образование для всех» (ОДВ) большое внимание уделяется образованию. Оно называется прочной основой жизни. Это побудило авторов доклада выдвинуть положение о том, что обучение должно начинаться с рождения. Обсуждению этого вопроса посвящена первая глава документа, которая так и называется - «Обучение начинается с рождения». Всеобъемлющий доклад ЮНЕСКО, в центре внимания которого воспитание и образование детей младшего возраста, выделяет задачи всестороннего воспитания и развития детей от рождения до школы, включая аспекты их здоровья, питания, гигиены, а также когнитивного, социального, физического и эмоционального развития. Как видно из представленных материалов Всемирного доклада большое значение при этом придается качеству воспитания и образования детей младшего возраста» [4].

Особое значение в научной школе отводится роли педагога в развитии ребенка дошкольного возраста.

Т.С. Комарова обращается к имени великого русского педагога К.Д. Ушинского, который подчеркивал ведущую роль педагога в формировании личности ребенка. «Он писал, что личность педагога ничем заменить невозможно: никакие программы, никакие учебники не могут заменить личности педагога и именно от него зависит исход воспитания» [2].

В связи с этим приведем высказывание Тамары Семеновны, которое очень точно и полно отражает сущность деятельности воспитателя детского сада: «Основная функция педагога, воспитателя – воспитывать, обучать, взращивать ребенка. Именно на выполнение этой функции должны быть направлены подготовка педагога, его знания, опыт, формирование его профессионального мастерства. Работу педагога можно образно сравнить с деятельностью садовника, задача которого – создание и выращивание растений, а не описание этой деятельности (он может это делать по своему желанию). Его функция – выращивание, создание условий, уход. И оценивается его деятельность по тому результату, которого он достигнет в выращивании сада. То же и при оценке труда воспитателя - чего он достиг в воспитании и образовании детей, а не в разработке концепций, программ, методики диагностики и т.п.  Это задачи ученых, кстати, создание таких документов не под силу и многим управленцам. Поэтому нельзя соглашаться с бесконечными поручениями воспитателям составлять подобные документы. От этого качество воспитательно-образовательной деятельности педагога не повысится» [2].

Таким образом, детский сад не является местом и этапом подготовки ребенка к школе, это Сад по взращиванию детской души.

В Программе «От рождения до школы» большое значение отведено воспитанию и обучению детей раннего возраста.  Т.С. Комарова ссылаясь на исследования Н.М. Аксариной и Н.М. Щелованова и др. замечает, «что и с совсем маленькими детьми надо работать, они нуждаются в том, чтобы их вели и занимались с самого рождения, как рекомендовал Ф. Фребель и Ян Амос Коменский» [2, 9].

Вопросы профессиональной подготовки педагогических кадров также являются объектом внимания научной мысли Т.С. Комаровой.

По ее словам  «педагог должен учиться видеть детей, учиться с ними работать – это всегда бесценный опыт. В свое время ученые, в том числе и А.В. Запорожец, говорили, что чем младше ребенок, тем более квалифицированным должен быть педагог» [2].

Программа решает проблему преемственности, которая, по мнению Т.С. Комаровой и авторов, состоит «не в том, чтобы переносить урок из школы в детский сад, а в том, чтобы подготовить ребенка к новому этапу в его жизни» [2, 5].

В системе обучения, разработанной Т.С. Комаровой, большое значение придается оценке взрослым действий детей. Тамара Семеновна отмечает, что «ребенок осваивает те способы деятельности, без которых невозможно что-либо создать. И здесь очень важна поддержка и оценка взрослых… Не оценивайте рисунки детей, они пришли к нам такие, какие есть, мы их всему научим. Надо похвалить маленького ребенка за те старания, что он предпринял» [2].

Оценивание взрослым ребенка связано с двумя важными моментами. Во-первых, родители должны уметь открывать способности детей. В системе Т.С. Комаровой разработаны обобщенные способы изображения, которые усваивают дети. Занятие строится так – педагог не показывает готовые способы действия, а обращается к опыту детей. Ребенок осваивает предмет движением руки, а ум ребенка, как говорят японцы, находится на кончиках пальцев [2].

Важным представляется мнение Т.С. Комаровой о роли занятий в обучении детей. Тамара Семеновна замечает, что «игра решает многие вопросы, недаром она названа ведущим видом деятельности.. Но только игры детям недостаточно. Игра не может быть абсолютизирована, потому что наступает время, когда ребенку хочется учиться. Элементы игры могут присутствовать и на занятиях, но нельзя все сводить только к игре. Кто-то из ведущих психологов сказал, что счастье дошкольного детства состоит в том, что дети любят учиться. И это правильно. И надо помочь детям, обеспечить им возможность систематически приобретать необходимые знания и умения.

 Дошкольное детство формирует человека, личность, и если он будет лишь играть, то выйдет в жизнь с представлением, что все можно превратить в игру» [2].

Таким образом, научная школа Т.С. Комаровой представляет собой широкий спектр фундаментальных исследований, которые следует считать достоянием педагогической науки и практики. 

Список литературы

  1. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 352 с.
  2. Комарова Т.С. С детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011, № 4. – С.32.
  3. Комарова Т.С. Этическое и эстетическое воспитание: Методические рекомендации. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009.
  4.  Комарова Т.С. Воспитание и образование детей младшего возраста – генеральный вектор программы ЮНЕСКО «Образование для всех» // Материалы II междунар. научно-практич. конф. «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях. – М. – Пушкино, 2009.
  5. Комарова Т.С. От рождения до школы: проблема преемственности // Педагогическое образование и наука. – 2007. - № 7.
  6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозакика-Синтез, 2008.
  7. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе / Под ред. Т.С. Комаровой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
  8. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 160 с.
  9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
  10. Слепцова И.Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки. Автореф. дисс. к.п.н., М., 2007 .