Очередной вопрос пятилетней дочери поверг меня в ступор.
– Не знаешь?
– Нет.
– Ну, посмотри в интернете.
Вот! И от этого не спрятаться – не скрыться. Интернет вокруг нас, компьютеры, планшеты, смартфоны и прочие гаджеты заполонили все пространство. Мы читаем в интернете, учимся на онлайн-курсах, общаемся в социальных сетях. Да чего там говорить, даже вопросы, касающиеся собственного ребенка, решаем с воспитателем в чате.
Нет, достоинства такой удобной и «умной» жизни мы нисколько не умаляем. Записываемся к врачу, оплачиваем услуги и покупаем товары, имеем возможность смотреть хорошие фильмы и познавательные программы. Но все хорошо в меру. Особенно в том, что касается детей, их доступа, досуга, обучения и воспитания посредством информационно-коммуникационных технологий. Как определить эту меру? Как дать ребенку строго то, что соответствует его возрасту и развитию?
И только ли компьютеры и современные средства связи входят в понятие "ИКТ"?
На вопросы о проблемах, перспективах, задачах и целях использования ИКТ в дошкольном образовании отвечает ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН и Минэкономразвития России, член Рабочей группы по развитию информационного общества в России Общественной палаты РФ Ирина Ильинична Комарова.
- Ирина Ильинична, как используются ИКТ в дошкольном образовании?
– Прежде чем говорить, как они используются, следует рассмотреть, что из себя представляют информационно-коммуникационные технологии, или, как формулирует закон об образовании, «информационно-телекоммуникационные технологии». Большинство из нас под ИКТ понимают компьютер, подключенный к интернету. В таком смысле ИКТ используются, к счастью, не очень активно как детьми, так и педагогами.
Если же мы рассматриваем ИКТ в широком смысле слова как все то, что можно включить нажатием кнопки, – плееры, проигрыватели, видео- и аудионосители, телевизоры и многое другое, – то они практически не используются!
Список ИКТ постоянно расширяется. Сегодня он пополняется музыкальными инструментами, новыми гаджетами и коммуникаторами.
Таким образом, если говорить о функциях ИКТ в ДОО, то они достаточно обширны: управленческая, коммуникационная, информационная, образовательная и т.д. Из них только образовательная относится непосредственно к детям и то не в полном объеме.
– Смартфоны и планшеты для просмотра мультфильмов, игр, рисования тоже входят в перечень ИКТ?
– Да. Точно так же, как компьютер, системы видеонаблюдения, телевизор или экран и относятся к так называемым экранным средствам ИКТ. Сегодня уже никто не оспаривает, что ими наносится детям колоссальный вред. При этом ухудшение зрения является самым незначительным фактором, хотя среди родителей и воспитателей бытует мнение, что ухудшение зрения – основная опасность.
Американские педиатры утверждают, что телевизор, компьютер, планшет разрешены детям только после трех лет и то в минимальных количествах. А канадские исследователи, например, считают, что бесконтрольный просмотр телевизора приводит к истончению костной массы у ребенка.
– Ирина Ильинична, а есть ли все-таки какие-то нормы? Например, посадить ребенка за компьютер в пять, шесть лет и строго дозировать его деятельность. Ведь есть же масса не развлекательных, а обучающих программ.
– Нормы есть, как правило, везде, однако регулируют они далеко не все и далеко не везде. Страны, где развитие экранных технологий началось раньше, раньше обнаружили наносимый ими ущерб. У них были введены более строгие ограничения использования ИКТ. Кроме того, эти нормы ограничивают использование технологий только в дошкольной организации, а не в семье, где ребенок остается уязвимым к воздействию техники.
В ограничении доступа малыша к компьютеру роль играют, скорее, традиция и этические нормы. Например, мы все знаем, что излучение СВЧ отрицательно действует на человеческий организм, но продолжаем использовать ее, так как это удобно. Точно так же решается вопрос с телевизором, планшетом, компьютером. Правда, в случае с телевизором далеко не все родители знают об их отрицательном эффекте.
Многие запреты и табу вырабатываются гражданским и профессиональным сообществом – родителями, педиатрами, работниками телевидения, режиссерами и др., прежде чем принимаются на государственном уровне.
– Тогда какие средства ИКТ наиболее приемлемы в дошкольном образовательном учреждении, в семье, где есть маленький ребенок?
– Неэкранные. К сожалению, сейчас совсем забыли о радио. А вот, например, в Латинской Америке оно является одним из средств обучения. Давайте вспомним, какую роль играло радио всего два-три десятилетия назад. Какие чудные были передачи и для дошколят, и для ребятишек постарше. И познавательные, и развлекательные. Я уж не говорю про утреннюю гимнастику, на которой выросло не одно поколение…
– Ирина Ильинична, а как же аудиодиски? Со всевозможными песенками, сказками… Почему же они не используются?
– Сегодня, наряду с существовавшими ранее, появилось множество новых средств воспроизведения. К радиоточкам, виниловым пластинкам, магнитофонам добавились плееры, телефоны, компьютеры и прочие средства. Новые средства более мобильны. С их помощью запись можно слушать, не сидя под приемником, а в любой точке. Поневоле диски воспринимаются уже как более архаичный носитель информации и часто не принимается в расчет. Однако в немилости не только диски. По данным Министерства образования, даже те ресурсы, которые дают методики использования компьютера и находятся в сети в свободном доступе, используются всего на 8-10 процентов.
В то же время в разработку этих ресурсов вложены колоссальные силы и средства. Наверное, мы сейчас подходим к тому моменту, когда необходимо создавать четкие программы медиа-образования. Этот термин принят в международном педагогическом сообществе. Но я бы сказала иначе: электронное источниковедение.
– Что это такое?
– Это наука об источниках. Книжных, например. Есть графические, киноисточники, фотоматериалы. И даже зона раскопок археологов – это тоже источник. В электронном источниковедении источником является цифровой ресурс, который необходимо описывать не только как средство коммуникации, но и как информацию, которая необходима детям. То есть нужны совершенно четкие методические пособия по ресурсам, их распределение с точки зрения того, где это может быть использовано. Опять же, в интернете имеется много чрезвычайно полезных для работников системы дошкольного образования ресурсов: разработки игр-занятий, сценарии праздников, подборки стихотворений. Эти материалы тем ценнее, что достать их в печатном виде не представляется возможным. Таких ресурсов очень много, и они сильно различаются по качеству, а отобрать лучшие могут только специалисты. Обычные пользователи часто испытывают большие трудности, например, найти неискаженные тексты сказок.
– А есть ли опасность, что ребенок, чувствуя легкость в получении информации, знаний из обучающих компьютерных программ, не всегда глубоких к сожалению, просто «нахватается по верхам»? То есть, достаточных для того, чтобы блеснуть эрудицией, скажем, в кругу друзей, но совершенно недостаточных для «образованности».
– Этот вопрос, скорее, относится к школьному, чем дошкольному возрасту.
Гораздо большая опасность в том, что экран обладает гипнотическим действием. Вот одно из наблюдений: малыш может смотреть интересный мультфильм по телевизору и при этом реагировать на что-то еще. Но как только начинается реклама, он превращается на пять минут, образно говоря, в зомби. Дети не защищены. И если с более старшими детьми мы могли бы проводить занятия по медиа-образованию, учить их защищаться от этого, то малышам сложно это объяснить.
Еще одна большая опасность: классификация передач 0+ – это условность. Новости, например, влияют на ребенка так же плохо, как и просмотр боевиков и спортивных передач, которые принято смотреть всей семьей.
Очень часто сталкиваемся с тем, что ребенок до пяти лет, смотря любое кино, воспринимает все происходящее на экране как происходящее с ним. Отсюда кошмарные сны, расстройство психики. Если говорить об интернете, то, к сожалению, в большинстве семей компьютер выполняет функцию няни. И не всегда просматриваемые страницы контролируются.
– Ирина Ильинична, узнав о таких опасностях, проблемах, которые могут возникнуть, любой родитель готов сказать: «Может, ну его, этот технический прогресс! Давайте, как раньше – воспитывать и учить по книжкам, картинкам, рисовать, читать, рассказывать».
– Ничто не заменит ребенку укачивание мамой, а не электронными качелями. Ничто так не отложится в голове, как прочитанная бабушкой книжка с картинками. И уж конечно, с ребенком обязательно нужно разговаривать. А то, что именно рисование развивает мелкую моторику – это давно доказанный факт (кстати, известно ли родителям, зачем нужно развивать мелкую моторику?).
Давно установлено, что наилучшим вариантом использования компьютерных технологий детьми является следующий:
От 0 до 3 лет – взрослый оберегает детей от компьютера.
От 3 до 5 лет – знакомит ребенка с функциями компьютера.
От 5 до 7 лет – использование компьютера исключительно для обучающих программ по математике и языку.
Кроме того, очень распространены сейчас книги, создаваемые вместе с детьми, в единственном экземпляре. Фотографии, позволяющие сохранить памятные мгновения. Сайты, разработанные специалистами, из разряда «собери картинку» и тому подобное. Различные проекторы, интерактивные доски. Никто же не говорит, что это опасно или плохо.
Самое главное – очень тонко и ответственно подходить к выбору средств ИКТ для обучения и воспитания детей.
Итак, использование ИКТ в дошкольном образовании – тема достаточно обширная. Есть много "за" и "против". Есть, кстати, и книга «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании», соавтором которой выступила Ирина Ильинична Комарова. Этой теме будет посвящена и отдельная секция в рамках Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», которая пройдет в мае в МГУ им.М.В.Ломоносова. Диалог явно станет конструктивным, и, возможно, мы узнаем много нового об этой теме из рекомендательных документов по итогам конференции.
Автор: Елена Рожкова
Ваша корзина пуста