ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Современные ориентиры детства

В Москве в Крокус Сити Холле впервые прошел Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства». Педагоги-дошкольники – люди активные, инициативные, отзывчивые. Несмотря на период летних отпусков, в мероприятии приняли участие около шести тысяч воспитателей, представителей различных регионов России и стран СНГ.

Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева направила участникам форума приветствие, в котором отметила значимость происходящего события: «Сегодня обеспечение доступности и качества дошкольного образования является одним из приоритетных направлений образовательной политики России. Важно, чтобы образование самых юных граждан отвечало современным требованиям, а также учитывало тенденции общественного развития на перспективу. Необходимы широкая поддержка усилий государства, подкрепленная активным участием педагогических, научных, экспертных организаций, и максимальное использование опыта и традиций отечественного дошкольного образования, которыми по праву славится наша страна».

Форум открыла председатель Российского общества «Знание», депутат Государственной Думы Любовь Духанина.

– Отрадно, что подготовка к 1 сентября начинается такими масштабными мероприятиями, посвященными именно дошкольникам, – сказала Любовь Николаевна – Ученые выяснили, что у детей пластичность мозга исчисляется цифрой с 18 нолями, в то время как у взрослых – с 11-ю. Для ребенка это двоякая ситуация: безграничные возможности, но и невероятная уязвимость психики. Очень важна среда, в которой развивается ребенок. От нее зависит эмоциональное, психологическое, духовно-нравственное развитие, мотивация к достижению целей, гражданская позиция. От воспитателя это требует колоссального профессионализма. Педагог должен уметь быстро внедрять новые и эффективные практики в свою работу.

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке Людмила Дудова говорила о кадровом кризисе в дошкольном образовании:

– Это отнюдь не вина педагога. Более трудолюбивых воспитателей, чем в России, не найти. Государству пора повернуться лицом к воспитателям. Необходимо пересмотреть стандарт кадрового состава детского сада: второй воспитатель, психолог, логопед.

Эту тему затронул в выступлении и вице-президент Российской академии образования, президент Российского психологического общества Юрий Зинченко.

– Проанализировав имеющиеся научные и практические результаты в области дошкольного образования как в нашей стране, так и в мире, мы пришли к выводу, что у нас нет новых нормативов развития ребенка, которые бы четко соответствовали той социальной ситуации развития, в которой находятся современные дошкольники, – сказал Юрий Петрович.

Первым шагом на пути к достижению этой цели стала «Концепция развития психологической службы в системе образования РФ до 2025 года». Ведущие специалисты Российской академии образования, Московского университета и других вузов постарались учесть в этой Концепции все риски и перспективы современного мира.

Для решения этой проблемы необходимо проводить лонгитюдные популяционные исследования современного детства и создать единую информационную базу результатов. В этом году на базе РАО создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования. Его задачей является как раз координация научно-исследовательской и практической деятельности образовательных организаций в регионах. Также в РАО существует высокотехнологичный Data-центр, на базе которого есть возможность проводить исследования с большими данными.

Сейчас в детских садах и школах остро не хватает психологов. Один специалист в среднем приходится на 300 детей. РАО активно реализует ряд проектов для решения данной проблемы.

Одним из центральных событий форума стало принятие «Манифеста воспитателей России». В нем педагогическое сообщество отражает свое единое видение позиции воспитателя в отношении множества вопросов и проблем, возникающих в современных условиях в детских садах. К ним можно отнести вопросы, связанные с улучшением материальной базы детских садов, использованием ИКТ и различных электронных гаджетов в образовании.

В рамках форума прошло закрытое совещание Генеральных секретарей Национальных комиссий по делам ЮНЕСКО стран СНГ. Коллеги обсудили перспективы сотрудничества в сфере образования и совместных исследований детства. В совещании приняли участие руководители комиссий ЮНЕСКО из Молдовы, Киргизии, Армении и России.