ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Заседание Экспертного совета по дошкольному образованию

31 января 2019 года в РАНХиГС состоялось совместное заседание Экспертного совета по дошкольному образованию и Рабочей группы по качеству образования Комитета по образованию и науке Государственной Думы по теме реализации Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем приняли участие главный редактор журнала "СДО", ректор МПАДО Н.Е.Веракса и проректор МПАДО И.И.Комарова.

В дискуссии также приняли участие эксперты Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС и Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС. Заседание открыла ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, председатель Экспертного совета по дошкольному образованию Татьяна Доронова. От лица Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке ей была вручена благодарственная грамота «За значительный личный вклад в экспертно-аналитическое сопровождение законотворческой деятельности».

Татьяна Доронова сообщила, что члены Экспертного совета внимательно изучили темы, связанные с правоприменительной практикой относительно вопросов здоровья детей. В результате обсуждения эксперты подготовили более 120 предложений, которые представят на ближайшем заседании с Комитетом по здравоохранению. Спикер подчеркнула, что во время обсуждения они часто обращались к вопросам оценки качества дошкольного образования.

О ключевых проблемах обеспечения кадрами системы дошкольного образования в регионах России рассказала заместитель директора ЦЭНО РАНХиГС Елена Полушкина. Докладчик представила статистику, представляющую общую картину в системе дошкольного образования. Всего в России в число воспитанников в возрасте от 0 до 7 лет входит порядка 7,5 млн детей. Елена Полушкина выделила самые проблемные регионы страны, среди которых Новосибирская, Курская области. Спикер акцентировала внимание на распределении количества детей на одного воспитателя в яслях и отметила значительные различия в разных регионах страны. По мнению Елены Полушкиной проблема объемов подготовки воспитателей для дошкольных организаций для разных возрастов детей находится не на региональном, а на федеральном уровне. Кроме того, одной из проблем низкого количества воспитателей в системе ДОО является нежелание молодежи, только что получившей соответствующие дипломы, работать за крайне низкую зарплату.

Выступление Татьяны Дороновой было посвящено актуальным вопросам правоприменительной практики Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иной нормативной правовой базы в контексте реализации ФГОС ДО. Эксперт рассказала об участии различных министерств и служб в сборе и анализе информации для мониторинга и представлении ее министерству образования. Спикер также обратила внимание слушателей на доклад Федерального собрания за 2017 г. Согласно докладу, в стране по требованиям ФГОС обучалось 99% воспитанников ДОО. Такие цифры, по мнению Татьяны Дороновой, вызывают только сомнение и вопросы. Она подчеркнула, что нужен ряд изменений, которые в первую очередь связаны с определением показателей, характеризующих достижения ДОО целей стандарта. При этом инструментарий должен быть единым для органов исполнительной власти, местного самоуправления и ДОО. Более того, стоит создать новое положение, где будут прописаны процедуры, ответственность и механизмы, отметила Татьяна Доронова.

Проблемы профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования осветили заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университет Людмила Волобуева и директор института детства, заведующий кафедрой дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Александра Гогоберидзе. О профессионализме педагогов как основном факторе качества дошкольного образования рассказала заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» Московского государственного психолого-педагогического университета Ирина Бурлакова.