27 сентября, в День дошкольного работника, в Москве прошла Всероссийская конференция «Дошкольное образование: достижения и перспективы развития», организованная Министерством просвещения и ООО «МИК». Основная задача мероприятия – обобщение и распространение лучших практик реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет.
«Обеспечение доступности дошкольного образования – одна из важнейших задач, решаемая на государственном уровне», – отметила в докладе Жанна Витальевна Садовникова, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России. Из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования выделен беспрецедентный объем средств на развитие сети детских садов: 130 млрд рублей – из федерального бюджета, 82,3 млрд рублей – из региональных бюджетов. По состоянию на 1 сентября 2019 года 99% детей в возрасте от 1 года до 3 лет обеспечены местами в детских садах. Тем не менее, работать есть над чем, нужно добиваться 100-процентной доступности дошкольного образования, при этом работать и над повышением его качества.
– Качество дошкольного образования – это прежде всего качество условий, созданных для сохранения здоровья детей, их всестороннего развития и безопасности, – подчеркнула Жанна Витальевна. – По результатам ежегодного мониторинга в большинстве детских садов страны, – 97,37% – создана предметно-пространственная развивающая образовательная среда, соответствующая требованиям ФГОС дошкольного образования. А на федеральном уровне разработана примерная основная образовательная программа дошкольного образования, с учетом которой детские сады готовят и реализуют свои образовательные программы.
Директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Татьяна Владимировна Волосовец рассказала о перспективах развития и изменениях в сфере дошкольного образования. Особое внимание она уделила профессиональному стандарту дошкольного образования, который находится сейчас в стадии обсуждения.
О компетенциях педагога и стандартах профессии говорил Алексей Александрович Майер, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет».
Иван Львович Кириллов, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», рассказал о критериях, по которым оценивалась эффективность реализации ФГОС ДО в регионах и были отобраны лучшие практики реализации ФГОС.
Во второй части конференции участники мероприятия представили лучшие практики, рассказали о своем опыте, показали, какие инновации они используют и за счет чего им удается повышать качество дошкольного образования.
По итогам работы конференции для всех участников организации образовательного процесса с учетом уровня и соответствующих полномочий были сформулированы следующие предложения:
Участники выражают уверенность, что материалы и итоги конференции внесут существенный вклад в дальнейшее развитие системы дошкольного образования, обеспечат качественный рост профессиональной компетентности педагогов.
Ваша корзина пуста