ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Гранты как средство развития дошкольного образования

Дошкольное образование сегодня находится в очень непростой ситуации. С введением стандарта к нему предъявляются требования, как и к другим ступеням общего образования. В таких условиях дошкольному образованию важно вписаться в эту систему и выстроить работу педагогов таким образом, чтобы оно стало по-настоящему первым уровнем образования. Специалисты-дошкольники ищут для этого различные способы: разрабатывают и внедряют новые технологии, методики, участвуют в курсах повышения квалификации, активно повышают собственную компетентность.

В этой ситуации важно, что дошкольное образование поддерживает Министерство просвещения. Одно из значимых средств поддержки дошкольного образования, которое впервые введено для системы общего образования, – это гранты. В рамках национального проекта они предоставляются всем ступеням образования по разным направлениям реализации образовательных программ. О гранте, направленном на развитие дошкольного образования, мы поговорили с проректором МПАДО по связям с регионами Ольгой Евгеньевной Веннецкой.

– Уже три года функционирует грант на создание центров психолого-педагогической, методической, диагностической поддержки семей, воспитывающих детей от рождения до 7 лет. Он направлен на поддержку и развитие дошкольного образования.

Данный проект предназначен как для поддержки ДОО по реализации одной из задач, поставленной Президентом РФ В.В. Путиным по созданию мест в ДОО детям до 3 лет, так и родителей. Им сегодня непросто разобраться в активно развивающемся дошкольном образовании, где много изменений, новых технологий и т.п. Проблема поддержки родителей не нова. В Законе «Об образовании» в статье 44 и во ФГОС дошкольного образования определены разные ситуации поддержки, и одна из них – ситуация повышения компетентности родителей в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Для этого гранта выделяются значительные средства. Каждая дошкольная образовательная организация, используя опыт и ресурсы, может разработать концепцию и предложить способ ее реализации. Данный грант направлен на детей, не организованных в систему дошкольного образования, которые не посещают дошкольные учреждения по разным причинам.

 

Главная цель таких центров – объединение взрослых, привлечение родителей, и, конечно, повышение их компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

Дошкольное образование имеет богатый опыт сотрудничества с родителями. Но раньше это была работа, в которой педагог выступал в роли наставника. Сегодня ситуация ориентирована на партнерство взрослых и на включении родителей в образовательный процесс в детском саду. Платформа для реализации грантов создана давно. Еще в 2010-х годах были организованы группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки, службы ранней помощи. Родители могли получить необходимую методическую поддержку, квалифицированную консультацию по вопросам здоровья. Педагоги помогали родителям разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, получить квалифицированную консультацию по вопросам здоровья и образования детей.

– Дошкольным образовательным организациям интересен такой грант?

– Безусловно. В гранте задействованы почти все регионы Российской Федерации. Активное участие в его реализации принимают дошкольные учреждения из Кемерово, Югры, Бурятии, Казани, Челябинска. Можно выделить основные достижения, которых удалось добиться учреждениям, получившим грант:

1. Привлечение родителей, то есть вовлечение их в образовательный процесс.

2. Разработка новых вариантов условий и расширение пространства деятельности дошкольного учреждения.

3. Повышение компетентности педагогов, которые работают не только в условиях образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, но и сотрудничают с социокультурными и образовательными учреждениями, которые оказывают семьям необходимую образовательную и социальную поддержку, за ее пределами. Это на сегодняшний день важно для имиджа образовательной организации.

Министерство просвещения планирует продолжить этот грант, потому что опыт взаимодействия педагогов с родителями в условиях центра поддержки, когда родитель сам учится нести ответственность за образование детей, очень эффективен. Проблема работы с родителями сегодня актуальна, так как родители очень часто не понимают, что делают дети. Педагоги предъявляют претензии к родителям, считая, что они недостаточно компетентны. Претензии взрослых друг к другу не способствуют партнерству в образовании детей и развитии ребенка, по организации условий для социализации, помощи взрослым и детям, имеющим ОВЗ. Сегодня перед ДОО, реализующим гранты, стоят более глубокие задачи. Важно, используя свой опыт, ресурсы, разработать и создать, реализовать модель образовательного пространства в соответствии с образовательными запросами родителей, возрастными и индивидуальными возможностями детей. Необходимо поддержать родителей, помочь стать им педагогами, компетентными участниками образовательного процесса. А пространство центра поддержки помогает родителям объединиться и совместно поддерживать ребенка.

– Как дошкольному образовательному учреждению получить грант?

– Грант – это денежная субсидия на организацию конкретно заявленной деятельности. Чаще всего ДОО должны представить программу работы уже действующего центра, показать свое учреждение как организацию, которая функционирует в режиме развития, активно взаимодействует с другими образовательными организациями, представляет коллегам свой позитивный опыт и другие документы, с которыми желающие могут ознакомиться на сайте министерства.
Благодаря грантовой поддержке дошкольное учреждение может развиваться, стимулируя деятельность педагогов, насыщая предметно-развивающую среду. Дошкольная образовательная организация регистрируется на сайте министерства просвещения для участия в данном конкурсе. Таким образом дошкольное учреждение заявляет о себе, представляя программу работы центра.

– Как строится работа центров поддержки?

– Можно выделить два вида центров поддержки родителей. Первый организуется в городском пространстве, имеет подразделения в дошкольных образовательных организациях, которые помогают реализовывать программу. Второй тип центров организуется на платформе дошкольных образовательных организаций, которые самостоятельно оказывают родителям диагностическую, методическую и психолого-педагогическую поддержку.

В этих организациях разработаны программы деятельности. Специалисты центров имеют компетенции для работы с родителями детей с проблемами развития, знают особенности детей раннего возраста, имеют навыки работы в сфере социального обслуживания. Для работы с родителями центры привлекают медицинских и социальных работников.

Объединение таких центров на платформе города, дошкольной образовательной организации имеет очень большое значение и для сотрудничества педагогов и родителей, воспитывающих детей. Я считаю, что такой опыт должен быть востребован в том числе и в рамках наших инновационных площадок.

– Насколько сложно образовательным организациям получить грантовую поддержку?

– Дошкольное учреждение должно разработать концепцию, что не всегда удается, потому что дошкольным работникам довольно часто не хватает научных знаний. Они все-таки практики. А для создания концепции нужно не просто описать условия, а еще и обосновать финансовую часть. Для этого необходимо привлечь грамотного бухгалтера, который сможет это все просчитать. Дальше надо построить пространство сотрудничества с другими социокультурными учреждениями. Если детский сад живет в своем маленьком пространстве, вакууме, и никогда не выходил на другие учреждения, то ему сразу же построить такую среду очень сложно. Это с одной стороны, с другой стороны, ему тяжело увидеть перспективы в изменяющихся условиях сегодняшнего дня.

Министерство просвещения предъявляет к заявкам жесткие требования: во-первых, это документация, в которой должна быть показана модель, разработанная дошкольной образовательной организацией, а во-вторых, это обоснование финансовых расходов. Необходимо собрать пакет документов, который бы позволил министерству увидеть, что это благонадежная организация, что она не находится в состоянии реорганизации, не имеет долгов, что у нее есть потенциал, то есть специалисты, которые возьмут на себя решение обозначенных задач. Все покупки, которые образовательная организация предполагала осуществить, должны быть подтверждены уже готовыми счетами. Это такая трудоемкая экспертиза.

Министерство просвещения проводит две экспертизы. Первая – техническая, когда полностью проверяется документация. Дошкольной организации важно уметь четко все логично выстроить в соответствии с требованиями к документации, а также содержательно описать то, что предполагается сделать.

Около 300 организаций получили и реализовали такие гранты. Когда мы посещали лучшие дошкольные учреждения России, отметили, что организации, получившие гранты, организовали очень интересные модели и эффективно расходуют полученные средства. Отзывы родителей о деятельности таких центров одобрительные, они поддерживают начинание и хотят, чтобы работа продолжалась. И родителям это интересно, и ребенок находится под присмотром, получает образовательные услуги. При этом родители сами включены в деятельность, которая организована для ребенка.

– Какие ошибки наиболее часто допускают образовательные организации, разрабатывая концепцию деятельности центра поддержки родителей?

– В этих центрах все-таки есть и проблемы. Первая – педагоги как привыкли брать все на себя, так и продолжают это делать. Родители приводят ребенка в центр с расчетом на совместную деятельность: и родителей, и педагогов. Это означает, что педагог должен научить родителей наблюдать за ребенком, подбирать ему игры, игрушки, занятия в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями. Общение должно быть построено в развивающем ключе, чтобы помочь родителям понять ребенка. Как они привыкли делать? Родители приводят ребенка, уходят, педагоги работают с ребенком, при этом родители не включены в этот процесс.

Педагог должен быть проводником между ребенком и родителем, которому нужно помочь понять своего ребенка. Родители чаще всего берут инструменты из интернета, а ведь эти инструменты должны быть адаптированы конкретно для конкретного ребенка. Для этого нужно готовить педагогов, чтобы они изменили ситуацию и понимали, к чему они должны в конечном итоге прийти.

– Какую поддержку дошкольным организациям в данном случае может оказать МПАДО, которая уделяет значительное внимание работе инновационных площадок?

МПАДО – это педагогическая академия, которая сегодня на своей платформе объединяет ученых и педагогов – практиков. Мы разработали серию курсов повышения квалификации и переподготовки для воспитателей, в соответствии с образовательными запросами работников дошкольного образования. А для поддержки инновационных проектов ДОО мы создали исследовательский центр, ориентированный на продвижение принципов и методик программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» и внедрение новых инновационных форм работы в дошкольном образовании.

Основной целью деятельности инновационных проектных площадок кафедры Юнеско Международной педагогической академии дошкольного образования является построение инновационной сети  методической поддержки образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» . обеспечивающей их профессиональное совершенствование и повышение качества образования; развитие новых педагогических технологий профессионального обучения; апробация и внедрение новых образовательных технологий для повышения качества дошкольного образования.

А грантовая поддержка Министерства просвещения – это тоже инновационная деятельность образовательных организаций, в которой разрабатываются новшества современного дошкольного образования. Наши инновационные проектные площадки, работающие в режиме внедрения новшеств, приобретают опыт сотрудничества с учеными, разработки концепций инновационных практик и т.п. Такое сотрудничество практиков и ученых позволит в перспективе создать сообщество инновационных образовательных организаций, призванных строить и решать вариативные задачи в изменяющемся пространстве дошкольного образования.