ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

ФГОС дошкольного образования. Продолжение разговора

В рамках Московского международного салона образования прошла панельная дискуссия «ФГОС ДО: Продолжение разговора». В ней приняли участие разработчики стандарта. Они проанализировали проблемы реализации ФГОС ДО, обсудили его роль в дошкольном образовании.


– Стандарт, который мы обсуждаем, – это стандарт развития личности ребенка, – подчеркнул зав. кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Асмолов. – Мы не можем всё сводить к тому, что дошкольный мир – это подготовка к вступлению в другую реальность. Он является цельным сам по себе. Правильнее было бы говорить о стандарте «раздошколивания» детства, высвобождения детства из того или иного института.

По мнению научного руководителя АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, принятый стандарт не должен служить предметом жесткого контроля дошкольников:

– Стандарт имеет два пути: первый – это стандарт как способ жесткого контроля за нормой. Второй – это стандарт, который содержит концептуальные видения научного сообщества, идеальный образ детства. Когда две эти линии встречаются в одном документе, получается гремучая смесь. На мой взгляд, стандарт должен быть комплексным, но неправильно делать его жестким предметом контроля оценки. Он должен быть катализатором деятельности учащихся, воспитателей, учителей и родителей.

Заведующая кафедрой дошкольного образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Юдина отметила, что стандарт сделан таким образом, что в нем очень много воздуха, потому что это стандарт разнообразия и вариативности, должны быть разработаны механизмы его реализации, одним из которых является оценка качества:

– В нынешней сложной ситуации, в которой мы все оказались, фокус на условия, создает гибкие возможности, позволяющие находить в этом кризисе ресурсы для его преодоления и развития. 

Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина заострила внимание участников дискуссии на роли родителей, которые по ее мнению, «также должны стать полноценными участниками в реализации ФГОС».

Советник генерального директора издательства «Бином» Оксана Скоролупова подытожила дискуссию, подчеркнув, что стандарт доказал свою состоятельность и не требует серьезного вмешательства:

– Стандарт – это тот документ, который открывает новые смыслы по мере его освоения, по мере того, как мы внедряем его в деятельность дошкольных образовательных организаций. За 7 лет своего существования стандарт сумел положить начало той перестройке в методиках наших педагогов, которые сейчас начинают реализовываться в практике. На мой взгляд, такие изменения хорошо показывают жизнеспособность стандарта.

Участие во всех мероприятиях бесплатное. Принимайте участие в работе Салона на сайте ММСО 2020.