ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

ECCE 2020 глазами участников: яркие впечатления и события

Международная научно-практическая конференция ECCE 2020 была насыщена событиями. В ходе мероприятия было много обсуждений, споров, дискуссий. Каждый участник мог найти ответы на интересующие его вопросы. Мы попросили участников конференции поделиться впечатлениями и рассказать о наиболее значимых темах, которые обсуждались на конференции.

Нико ван Уденховен, доктор психологиче­ских наук, соучредитель Международного центра в области инициатив детского развития – International Child Development Initiatives (ICDI, Лейден, Нидерланды):

– 10-я Международная научно-практиче­ская конференция ECCE 2020 имела большой успех. Об этом наглядно свидетельствуют цифры: фантастическое количество участников из фантастического числа стран. На форуме глубоко и подробно обсуждались крайне актуальные и важные проблемы дошкольного образования. Я могу только поздравить организаторов конференции – ректора МПАДО Николая Вераксу, генерального директора издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Альфию Дорофееву и их коллег с таким большим успехом.

Мне сложно оценить, какая презентация или исследование было лучшим, так как я не мог присутствовать на всех мероприятиях. Но те, с которыми мне удалось ознакомиться, были превосходного качества. Мое взаимодействие с российскими педагогами, будь то родители, практики, учителя, политики или исследователи, всегда интересует меня, заставляет задуматься, дает новые идеи и свежую мотивацию. Организаторы конференции ECCE являются одними из лучших в мире, если не самыми лучшими. Такого рода мероприятия гарантируют, что они остаются динамичными и актуальными для новых возникающих потребностей детей, их родителей.

Конференция впервые проходила в онлайн-формате, что, безусловно, не могло не сказаться. Конечно, мне не хватало личных контактов, встреч со старыми друзьями и коллегами и новых знакомств. Но, учитывая ситуацию с COVID-19, можно понять, почему была выбрана именно такая форма организации мероприятия.

О влиянии коронавируса так много говорят и пишут, что, боюсь, мне нечего добавить. Я испытываю глубокое восхищение перед учителями, воспитателями и политиками, которые продолжают находить способы достучаться до мальчиков и девочек, найти возможность протянуть руку помощи и поддержать друг друга. Как всегда, меня удивляет креативность маленьких детей, которые, кажется, не только понимают всю серьезность ситуации, но и находят способы справиться с ней.

Я считаю, что организаторы конференции сделали всем нам, кому небезразлична жизнь маленьких детей, и где бы мы ни находились, большую услугу, за которую мы должны быть благодарны, и надеюсь, что дошкольное образование будет развиваться, несмотря на все сложности. n

Комарова Ирина Ильинична, кандидат исторических наук, проректор МПАДО, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН и Минэкономразвития России:

– 10-я юбилейная международная научно-практическая конференция «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА» (ЕССЕ 2020) проходила в рамках широкой программы мероприятий, посвященных празднованию юбилея ООН.

Это особенно значимо, потому что сейчас мы определяемся, в каком мире нам жить и каким образом мы будем соотноситься с международными событиями.

Одной из ключевых секций конференции стала секция, посвященная 75-летию ООН. Мне представляется чрезвычайно важным выступление на секции Мерседес Майоль Лассаль, президента Всемирной организации по образованию детей младшего возраста (ОМЕП), которая занимается дошкольным образованием и устойчивым развитием. Мерседес Майоль Лассаль говорила о важности дошкольного образования для развития детей и задачах, которые предстоит решить для реализации Цели 4 в области устойчивого развития ООН – «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Сейчас во всем мире большое внимание уделяется именно реализации этой цели, потому что отсутствие доступа у малообеспеченных слоев населения к дошкольному образованию существенным образом подрывает международную экономику. В силу того значения, которое образование сейчас получает в мире, считаю эту секцию одной из самых значимых.

Не менее важной была попытка собрать представителей кафедры ЮНЕСКО, которые работают в России и занимаются дошкольным образованием. Их не так много, и в мире их ненамного больше. Консолидация усилий кафедры ЮНЕСКО по совместным действиям тоже важный элемент работы, сила дошкольного образования.

Следующий важный сегмент нашей конференции – это кадры, экономика и медиаобразование. Кадрам на конференции было уделено особое внимание. Это единственная секция, которой было отведено в два раза больше времени, чем остальным. Связано это отчасти и с тем количеством докладов, которые поступили на секцию. Впервые работой данной секции руководила Ассоциация российских педагогических университетов и институтов. На конференции были представители практически всех педагогических вузов, которые работают на территории страны. Мы можем говорить, что охватили содержательно очень многие регионы.

Участники секции активно обсуждали, какие конкретно компетенции необходимо развивать у наших слушателей, чтобы не отстать, а наоборот, выиграть в новых условиях 4-й технологической революции. Секция показала, что педагоги очень хорошо понимают те слабые места, которые сегодня существуют в системе подготовки кадров дошкольного образования.

Особую гордость вызывает работа секции по экономике, потому что ее организовывали наши партнеры – Центр экономики народного образования РАНХиГС. Практически вся секция была посвящена нашей совместной работе. Специалисты ЦЭНО под руководством Е.А. Полушкиной представили аналитический отчет о работе дошкольного образования до 2035 года. Это уникальная работа, подготовленная в течение этого года по материалам, которые были заявлены на форуме «Ориентиры детства» и которые вылились в обращение к Президенту от тысяч работников дошкольного образования. Работа выполнена в двух томах, первый том – сама аналитическая записка, второй – социологические исследования.

Еще один аспект, который мне представляется важным, был затронут на секции экономики, это Государственно-частное партнерство в дошкольном образовании. На данный момент форма государственно-частного партнерства на образовании практически не сказалась. На этой секции было подробно разобрано, по каким причинам в дошкольном образовании так мало развито ГЧП, которое получило бурное развитие в строительстве и помогает сэкономить как государственные, так и частные деньги с ростом качества. Мы все в этом заинтересованы.

Значительное внимание в ходе конференции было уделено и медиаобразованию. Сейчас очень много говорится о цифровизации, при этом, в первую очередь, подразумевается цифровизация в школах и вузах. Но у нас необдуманно в эту петлю попадают и дошкольники. Мы прекрасно понимаем, что все, что связано с цифровизацией, с использованием экрана, в отношении детей дошкольного возраста очень опасно. И угроза реальная, не мнимая, это доказывается исследованиями, проведенными во многих странах. Тем не менее, об этой угрозе мы не всегда вспоминаем, особенно если у кого-то бизнес в этой сфере, то интересы детей при этом в расчет не берутся.

Вместе с тем существуют методы, подробно описанные зарубежными исследователями, используя которые, можно успешно вовлекать дошкольников в цифровизацию, сводя при этом многие риски к минимуму. Об этих способах нужно знать, иначе мы угробим это поколение, как бы несовременно ни звучали мои слова.

В ходе конференции были достигнуты договоренности о проведении педагогами МПАДО летней школы для воспитателей по медиаобразованию в Ялте и зимней – в Якутске.

Многие форматы мероприятий были опробованы на конференции впервые. Одна из самых посещаемых секций на конференции прошла в формате «печа-куча» – касалась проблем малокомплектного детского сада. На ней мы продолжили работу, которую уже давно ведем с нашими партнерами из Якутии. Малокомплектные детские сады – одна из основных форм, существующая сегодня в Российской Федерации, но каким-то непонятным образом они оказалась без методических пособий и программ. По итогам работы секции мы договорились продолжить работу, вести ежеквартальные семинары на эту тему, привлекая тех, кто бы хотел в этом участвовать.

Интересными и крайне полезными были секции «Когнитивное развитие» и «Одаренные дети». Мне посчастливилось их вести. На секциях были представлены интересные исследования специалистов из МГПУ, Якутии и Великого Новгорода. В этих направлениях делается довольно много. Например, в Якутии существует проект «Одаренный ребенок», который признан Агентством стратегических инициатив одной из лучших управленческих практик.

Также хотелось бы отметить секцию «Семья и детский сад», проблем в этой сфере очень много. В некоторых учреждениях они создаются искусственно, например, родителей не допускают в детский сад, у них растет недоверие к этому образовательному институту. А есть регионы, где детские сады очень активно сотрудничают с родителями, развивают детско-родительское партнерство. На секции были предложены различные формы содействия детского сада родительскому сообществу в период пандемии. Мы надеемся, что эта работа будет продолжена.

Веннецкая Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, проректор МПАДО, эксперт по дошкольному образованию Министерства просвещения РФ и эксперт по дошкольному образованию РАО:

– Международная научно-практическая конференция ECCE 2020 получила высокую оценку практиков дошкольного образования. В первую очередь, они высоко оценили логичность организации конференции и возможность познакомиться с примерами эффективной практики. Причем важно отметить, что участников заинтересовали разные возможности, которые реализуют современные направления образования.

Мы смогли увидеть теорию и практику дошкольного образования России и других стран, достижения, проблемы, перспективы, что подтверждает единство всех заинтересованных в развитии дошкольного образования.

В ходе конференции руководители ДОО, специалисты дошкольного образования и воспитатели представили большое разнообразие образцов решения образовательных задач и условий для воспитания современного дошкольника. В рамках работы секций были рассмотрены актуальные вопросы, представлены интересные доклады: о тенденциях развития дошкольного образования в мире; проблемах и практике устойчивого развития системы; об игре ребенка дошкольного возраста и современном обосновании ее развития; исследования, направленные на изучение содержания дошкольного образования и способов его реализации в новых образовательных условиях; о социальном партнерстве и его влиянии на практику деятельности семьи в воспитании детей дошкольного возраста, ценности, способы и ресурсы патриотического воспитания детей и другие.

Участники конференции смогли узнать о методологических основах главного для дошкольного образования современности понятия – «Пространства детской реализации». Н.Е. Веракса показал специалистам и педагогам дошкольного образования исходные позиции и основные направления педагогического процесса в создании пространства детской реализации, что является злободневным для всей системы дошкольного образования и в частности для педагогов, которые ориентированы на ребенка и работают над своим профессиональным развитием.

На конференции был представлен первый опыт инновационных проектных площадок кафедры ЮНЕСКО Международной педагогической академии дошкольного образования. На секции «Лучшие практики» были представлены 15 образовательных организаций из разных регионов России. Участниками секции стали детские сады Томска, Краснодара, Ижевска, Белгорода, Москвы, Московской области, Владикавказа. Более 3,5 тыс. просмотров трансляции секции говорят об интересе участников к практике современного дошкольного образования. В ходе работы секции участники задавали вопросы, обсуждали проблемы и перспективы решения современных задач и способы реализации образовательных запросов в дошкольном образовании. Как для практиков, так и для наших инновационных площадок это был исключительный опыт. Мы представляли небольшой, но уже наработанный механизм апробации инновационных проектов, обсуждали, какие сложности возникают при внедрении утренних кругов и образовательных событий, создании пространства детской реализации. Данный формат был одобрен как выступающими, так и многочисленными слушателями.

В ходе работы секции мы смоделировали новую ситуацию инновационного проекта оптимальной практики по Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Представители инновационных проектных площадок кафедры ЮНЕСКО МПАДО участвовали в работе разных секций: представили свои практики на секции «Малокомплектный детский сад», поделились опытом проектной работы и вариантами сотворчества взрослых с детьми.

На секции «Подготовка кадров» педагогические колледжи Сарапула и Ачинска продемонстрировали результаты проектов социального партнерства и опыт решения задач в условиях сотрудничества с работодателями.

Знакомство с разными подходами к решению задач образовательной ситуации в дошкольном детстве, образцами практики, новыми идеями придало конференции деловую атмосферу и наметило перспективы на будущее.

Отрадно отметить, что конференция вызвала интерес у родителей детей дошкольного возраста. Вопросам осознанного родительства были посвящены многие выступления теоретиков и практиков конференции. Российские и зарубежные исследователи отмечали, что дошкольное образование невозможно рассматривать без участия семьи. Практики предлагали формы и способы включения родителей в образовательный процесс. Родители, выступая на конференции, показали заинтересованность в образовании своих детей.

По мнению родителей, представленные на конференции перспективы дошкольного образования могут быть полезными для развития ребенка, потому что на ECCE 2020 были освещены не только методики, но и практические технологии, которые мы применяем как в ситуации дошкольного образования, так и в семье.

И хотя конференция прошла в онлайн-формате, она смогла собрать немало заинтересованных исследователей, специалистов, практиков дошкольного образования.