ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Большой потенциал малокомплектного детского сада

13 апреля в Международной академии дошкольного образования в формате круглого стола прошел семинар «Малокомплектный детский сад. Новые приемы и технологии. Москва-Вилюйск».

Для участия в мероприятии из далёкой Якутии прибыли гости: Мария Кимовна Иванова, заведующая МБДОУ Детский сад «Весёлые нотки», г. Вилюйск, Надежда Владимировна Софронеева, МБДОУ ЦРР – детский сад «Туллукчаан, г. Вилюйск, и Екатерина Афанасьевна Харлампьева, МБДОУ детский сад «Мичээр», Вилюйский улус, с. Илбенге.

Открывая встречу, проректор МПАДО Ирина Ильинична Комарова рассказала об истории формирования рабочей группы по теме «Малокомплектный детский сад», отметив, что на 10-й Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ЕССЕ-2020) эта тема вызвала большой интерес участников.

Ирина Ильинична сформулировала ключевую тему таким образом: «Почему так важен малокомплектный детский сад и почему этого не понимают политики?», высказала убеждение, что от качества дошкольного образования зависит конкурентоспособность всей страны «Только за последнюю неделю в мире совершено три прорывных открытия в области науки и новых технологий: изобретен код для сохранения и транспортировки запахов, создана искусственная нервная система, появилась возможность «оживлять» фотографии, однако при всей динамике развития науки и новых технологий альтернативе команды профессиональных педагогов нет». Более того, мир обеспокоен агрессивным наступлением цифровизации по всем фронтам, а ЮНЕСКО предупреждает цивилизованные страны о наступающей образовательной катастрофе. Задача педагогического сообщества – грамотно сориентироваться в новых условиях и использовать науку для индивидуализации образования, выстраивания эффективных индивидуальных траекторий для каждого ребенка. В данном контексте именно малокомплектный детский сад в силу небольшого количества детей может стать лучшей площадкой для методичной отработки образовательных технологий.

Участники круглого стола из Республики Саха (Якутия) рассказали о своих практиках, об организации учебного и воспитательного процессов, о взаимодействии с родителями, с органами образования и муниципальными властями, о совместных проектах с библиотеками и центрами детского творчества, о выстраивании продуктивных коммуникаций со школой и с Вилюйским педагогическим колледжем, продемонстрировали свои презентации, рассказали о сохранении национальной компоненты и традиционных ценностях в воспитательном процессе, поделились проблемами и достижениями.

Так, М.К. Иванова дала высокую оценку практике использования нового ресурса – введения штатной единицы тьютора, которому делегирована важная задача в социализации детей, организации работы с родителями, проектировании образовательной среды для разновозрастных групп детей.

Н.М. Софронеева поделилась интересными формами организации познавательной проектной деятельности в культурном образовательном центре.

Е.А. Харлампьева представила уникальный опыт работы сельского детского сада, расположенного в отдаленном районе, в 200 километрах от города Вилюйска, где опорой в работе является конструктивное взаимодействие с начальной школой и культурным центром. Кроме того, очень убедительно и позитивно прозвучал опыт организации сетевого взаимодействия с малокомплектными детскими садами своего региона.

Все участники семинара высоко оценили качество проведенной встречи, обмена мнениями и ценным опытом, готовность к сотрудничеству, утвердили перечень проблем, которые необходимо решать:

  1. Отсутствует нормативная база для организации образовательной и воспитательной работы в малокомплектном детском саду и в разновозрастных группах детей в системе дошкольного образования.
  2. Требует изучения и повсеместного внедрения хорошо зарекомендовавшая себя система тьюторства.
  3. Следует оформить договорные взаимовыгодные профессиональные отношения с системой среднего и высшего профильного образования для эффективного взаимодействия с малокомплектными детскими садами.
  4. Требует внимания система подготовки ответственного родительства для формирования единой образовательной среды в детском саду и дома, в том числе создание школы для родителей, их сертификация для оказания помощи в образовательном процессе.
  5. Существует большая потребность в методических материалах для воспитателей и педагогов малокомплектного детского сада.
  6. Отдельного внимания требует кадровая политика для комплектования штатного расписания, включая социального педагога.
  7. Необходима разъяснительная работа по применению нормативных документов для разновозрастных групп малокомплектного детского сада: ФГОС, СанПиН.
  8. Важным ресурсом для развития и обогащения образовательных методов и практик является сетевое взаимодействие и поддержка органов системы образования.

Гости круглого стола поблагодарили МПАДО за заинтересованное отношение и глубокое понимание рассмотренных вопросов, выразили надежду на развитие отношений и методическую помощь. Проректор МПАДО И.И. Комарова, которая много лет тесно сотрудничает с регионом, высоко оценила профессионализм специалистов Якутии и динамику развития системы образования в этом регионе.

Продолжение взаимодействия совсем скоро – через несколько дней специалисты МПАДО отправляются в Республику Саха (Якутия) для проведения встреч, семинаров, лекций и мастер-классов.