ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Традиции и инновации в системе дошкольного образования

В преддверии нового учебного года в Бурятии в онлайн-формате прошла августовская конференция работников образования. В работе секции «Традиции и инновации в системе дошкольного образования» приняли участие более 600 человек: руководители, специалисты, методисты муниципальных управлений образованием, старшие воспитатели, педагоги дошкольных образовательных организаций, представители научного сообщества Республики Бурятия и Российской Федерации.

Одним из ключевых докладов стало выступление Ольги Евгеньевны Веннецкой, кандидата педагогических наук, проректора МПАДО. Она рассказала о «Пространстве детской реализации как ресурсе изменения качества дошкольного образования».

Качественное дошкольное образование обеспечивается в том случае, если у ребенка имеется достаточное пространство детской реализации. Это необходимое условие развития его индивидуальности и формирования личности. Созданию пространства детской реализации уделено особое внимание в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Ольга Евгеньевна подробно рассказала, как изменилась программа, как она развивается, какие инновационные технологии в ней появились. Доклад вызвал неподдельный интерес, так как в регионе по этой программе работают более 73% дошкольных организаций.

Обсуждая аспекты работы с программой, педагоги пришли к выводу, что программа значима и особенно организация пространства детской реализации. С помощью ПДР можно решить вопросы развития качества образования – оно не требует больших материальных затрат, а только изменений позиций педагога, его умения слышать ребенка, видеть, поддерживать, создавать условия для проявления детской инициативы.

Создание речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации важно для речевого развития и языкового образования ребенка. В Республике Бурятия актуальна проблема развития родной бурятской речи, приобщения детей к традиционной народной культуре. К сожалению, бурятский язык для многих детей-бурят становится вторым языком, а не первым, генетически родным. Во многих молодых семьях не говорят по-бурятски. Кафедра педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «БРИОП» организовала республиканский эксперимент по созданию монолингвальной развивающей речевой среды на бурятском языке в девяти ДОО г. Улан-Удэ и муниципальных образованиях.

О промежуточных результатах эксперимента, формировании подходов к созданию монолингвальной речевой среды рассказал заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» Сономбал Цыденович Содномов.

Национальный институт качества образования разработал и апробировал систему мониторинга качества дошкольного образования РФ (МКДО) с учетом национальных традиций и особенностей. Об этом рассказала старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «БРИОП» Раиса Иннокентьевна Карпова.

Заведующая МАДОУ №51 г. Улан-Удэ Елена Станиславовна Будаева познакомила участников конференции с результатами внутреннего самообследования, проведенного на основе Концепции МКДО «Национальный институт качества образования», о выявленных дефицитах и проблемах в организации образовательного процесса и создании условий для дошкольников, принятии управленческих решений по итогам мониторинга.

По итогам мероприятия участники конференции предложили ряд мер по повышению качества дошкольного образования в Республике Бурятия.