ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Российский международный форум «Время образования»: возвращение в офлайн, цифровая реальность и индивидуальные траектории обучения

27 августа Министерство Просвещения РФ при поддержке Правительства Московской области провело Российский международный форум «Время образования». Это глобальное событие и главная коммуникационная площадка страны для экспертов и заинтересованных лиц сферы образования.

Главная цель форума в 2021 году – представить ключевые векторы госполитики в области образования, обсудить основные тренды цифровой трансформации жизни человека, выделить направления и целевые ориентиры работы системы дошкольного, дополнительного, общего, профессионального и высшего педагогического образования на учебный год.

Мероприятие, проходившее в гибридном формате, посетило 23 тысячи участников из всех 85 регионов России, а также из 13 зарубежных стран. 20 треков программы в 5 тематических кластерах – «Время образования», «Педагогика нового времени», «Трансформация управления образованием», «Семья в современном мире» и «Урок в современном мире» – одновременно проходили офлайн и транслировались онлайн, позволив каждому выбрать интересную дискуссию. Трансляцию и запись Форума в социальных сетях Министерства просвещения посмотрели более 1 000 000 раз.

Речь министра просвещения РФ Сергея Кравцова на пленарном заседании «Опережая время: система образования для человека новой эпохи» была посвященаважности очного обучения в школах – домашнее обучение было вынужденной мерой, но когда ситуация позволила, процесс снова приобрёл традиционный формат. Ни у Министерства просвещения, ни у Министерства цифрового развития нет никаких планов по переводу школ на дистанционное обучение. Однако использование новых технологий, по мнению Сергея Кравцова, останется с нами и станет эффективным дополнением к офлайн-образованию. Министр также обратил внимание, что именно учитель является главной движущей силой образовательного процесса и что его работу нельзя назвать услугой. «Учитель не оказывает услуг – это миссия, призвание», – сказал Сергей Кравцов.

В рамках образовательной платформы «Сферум» Сергей Кравцов также пообщался с директорами из разных регионов России – от Калининградской области до Петропавловска-Камчатского.

Максут Шадаев,министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, рассказал о развитии цифровизации. Согласно планам, к концу 2024 года во всех школах страны был Wi-Fi, который обеспечит безопасность и использование новых технологий.

Андрей Воробьёв, губернатор Московской области, отметил, что в рамках Президентского проекта за 3 года построено 66 школ, а также вчера состоялась единовременная закладка 25 новых образовательных учреждений. С их помощью будет снята нагрузка с действующих школ, а дети получат возможность учиться в одну смену.

Эксперты форума обсудили ключевые аспекты развития образовательной сферы. Говоря о проблеме образовательного неравенства, которая встала особенно остро как следствие всеобщей самоизоляции во время пандемии, эксперты пришли к выводу, что она имеет государственное значение. Помимо преодоления «информационной ямы», разрыва знаний по классической школьной программе, очень важно развивать у детей компетенции, которые помогут успешно справляться с новыми вызовами изменившегося мира. Это, прежде всего, коммуникативные навыки, а также умение мыслить нестандартно и не только адаптироваться под изменившуюся среду, но и создавать нечто новое. Для наиболее эффективного обучения каждого ребёнка эксперты рекомендуют выстраивать индивидуальные образовательные траектории, в том числе руководствуясь аналитикой данных. Необходимо повышать квалификацию преподавателей, используя практико-ориентированный подход и формируя у них, прежде всего, метакомпетенции и цифровые компетенции. Значима не только роль преподавателя, но и роль родителя – в современном мире он становится продюсером всестороннего развития своего ребёнка, в том числе предоставляя ему возможности дополнительного образования.

На форуме были представлены лучшие региональные практики трансформации образования, которые коснулись всех уровней – от дошкольного и дополнительного до переподготовки педагогов. Представители Московской и Свердловской областей, Алтайского и Пермского края, Республики Чечня и города Санкт-Петербурга рассказали о региональных особенностях и достижениях в области цифровизации системы образования в общеобразовательных учреждениях и организациях СПО, создания центров дополнительного образования и подготовки педагогов.  Каждый опыт – по своему уникален и достоин масштабирования в других регионах России.