Специалистов из разных организаций и регионов объединила одна проблема, требующая решения
Активность аудитории многократно превышала рамки списка заявленных спикеров: каждому из присутствующих хотелось высказать и обосновать свою позицию. Благодаря высокому профессионализму модератора заседания Натальи Кравченко - председателя Комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности ОП РФ, большинство поднятых вертикально табличек участников, означающих «Прошу слова!» были увидены, а их обладатели - услышаны.
Ректор МПАДО Николай Веракса
Заседание открыл ректор МПАДО, профессор, доктор психологических наук Николай Веракса, который говорил о системном подходе, целях и задачах воспитания дошкольников.
Председатель Союза женщин России Екатерина Лахова
Участников заседания приветствовала в онлайн-формате председатель Союза женщин России Екатерина Лахова, которая заявила о своей поддержке позиции МПАДО и о программе сотрудничества с академией.
Президент АРКАДО Эльфия Дорофеева представила коллегам подробный анализ содержания программы воспитания и проект резолюции по теме обсуждения
Ключевой спикер круглого стола президент АРКАДО Эльфия Дорофеева заявила о том, что МПАДО И АРКАДО одобряют инициативы Президента РФ, направленные на «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», однако предложенная для включения в работу ДО «Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» не решает поставленные президентом и правительством РФ задачи. При всех благих намерениях разработчиков программы выявленный объем методологических, фактических, терминологических и т.п. погрешностей дискредитирует и сам документ, и его авторов, порождает тиражирование формального подхода к работе на местах и оборачивается не во благо, а во вред для системы дошкольного воспитания и дополнительной, неоправданной и ненужной нагрузкой для воспитателей.
Ознакомиться с презентацией Эльфии Дорофеевой.
Спикер напомнила коллегам об особой ответственности взрослых за воспитание юного поколения - самой незащищенной части населения, о том, что президент и правительство обращают наше внимание на то, что образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные и моральные ценности, которые формируют личность гражданина и объединяют общество.
Все знают о том, что в поправках к Конституции закрепляется принцип единой системы воспитания и образования в России, а также возлагается на государство обязанность создавать условия, способствующие воспитанию в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Но в этом деле надо не забывать о главном принципе: «важно избежать формального подхода и органично включить воспитание в единый образовательный процесс, не добавляя излишней бюрократической нагрузки», как отметил Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.
В ответном выступлении Наталья Агре, директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, член Общественной палаты РФ, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта РФ, в чьем ведомстве разработана примерная программа воспитания для ДОО, воздержалась от ответов и комментариев по существу озвученных проблем и пригласила всех желающих присылать или приносить свои замечания к программе в институт.
Участники общественного обсуждения заслушали выступления экспертов – представителей Аналитического центра при Правительстве РФ, ФИРО, МПАДО, МПГУ, РАНХиГС, ЛОИРО, Общероссийского профсоюза образования, региональных представителей – методистов, воспитателей, педагогов-практиков, высказали свои замечания не только в отношении примерной программы воспитания, но и всей политики государства в отношении дошкольного образования.
Многие специалисты высказались против отдельной программы воспитания, мотивируя свою позицию тем, что в каждой основной образовательной программе в полном объеме присутствует воспитательная составляющая; ее лишь следует усилить исходя из современных тенденций и запросов общества.
Читайте программу дошкольного образования: здесь уже все есть!
Директор московской школы №109, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО Евгений Ямбург был категоричен: по его убеждению, программа не годится никуда, начиная с названия, ведь в основу дошкольного образования традиционно заложено единство обучения, воспитания и развития. «Демагогические вещи, сделанные для того, чтобы отчитаться перед президентом, принимать преступно», - заявил академик и назвал вопросы, на которых действительно необходимо сфокусировать внимание: ранняя диагностика проблем со здоровьем, обучение педагогов новым компетенциям, создание детско-взрослого сообщества.
Евгений Ямбург назвал актуальные вопросы дошкольного образования
К трансляции в режиме онлайн присоединились более 2000 представителей профессионального сообщества. Проблемы, озвученные в ходе заседания, начинают активно обсуждать в регионах.
Всем участникам круглого стола предложен подготовленный МПАДО проект резолюции для внесения замечаний и комментариев. После доработки резолюция будет направлена в Общественную палату, Министерство просвещения, РАО, Государственную Думу, другие общественные и государственные структуры.
Автор: Анна Еланская, фото: Виктор Мороз