2 ноября начал работу Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства», организованный Международной педагогической академией дошкольного образования (МПАДО), Ассоциацией развития качества дошкольного образования (АРКАДО) при поддержке Министерства просвещения РФ. В связи с пандемийными ограничениями это уникальное мероприятие в этом году проходит в онлайн-формате. У него есть одно бесценное преимущество – принять участие в мероприятии может неограниченное число слушателей, находящихся не только в разных уголках нашей необъятной страны, но и за рубежом.
Тема форума – «Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации» – отвечает современным вызовам времени, поэтому нашла отклик у огромного числа людей, которых волнуют проблемы воспитания подрастающего поколения. К трансляции присоединились более 55 тысяч человек.
Форум проходит на фоне ключевых изменений в российском образовании, связанных с реализацией национальных проектов, поправками в Конституцию Российской Федерации, актуальными направлениями государственной образовательной политики. Подчеркивая значимость и весомость форума «Ориентиры детства 3.0» для развития дошкольного образования, приветствия участникам направили директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Евгений Евгеньевич Семченко; председатель Комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Александровна Виннер-Усманова; председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Ивановна Меркулова.
Вела мероприятие исполнительный директор форума Анна Александровна Еланская.
Символично, что мероприятие началось с гимна Российской Федерации. Открыли форум его организаторы и идейные вдохновители: ректор МПАДО Николай Евгеньевич Веракса, президент АРКАДО Эльфия Минимулловна Дорофеева, проректор МПАДО по науке Ирина Ильинична Комарова.
Н.Е. Веракса подчеркнул особую важность обсуждаемых проблем. Его доклад был посвящен значению культурно-исторической теории Выготского для современного дошкольного образования. Такая тема выбрана не случайно. Несмотря на то, что теория Выготского создана в прошлом веке, она по-прежнему оказывает мощное воздействие на развитие современного дошкольного образования, оставаясь неиссякаемым источником вдохновения, кладезем оригинальных идей. Одно из фундаментальных исследований Выготского связано с пониманием того, что такое психическое развитие ребенка и в каких условиях оно происходит. Особую роль Выготский отводит взрослому. Именно идеи Выготского послужили источником для развития таких современных технологий как голос ребенка и пространство детской реализации.
Не одно поколение педагогов выросло на идеях гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили, кандидата педагогических наук, доктора психологических наук, академика, заведующего лабораторией гуманной педагогики Московского городского педагогического университета (МГПУ). Участники форума получили уникальную возможность вдохновиться идеями великого мэтра. Постулаты гуманной педагогики Амонашвили пронизаны любовью к детям: важно научиться принимать ребенка таким, какой он есть, любить его безусловно со всеми его достоинствами и недостатками, ведь каждый ребенок – это уникальное, неповторимое явление.
В атмосфере любви и безусловного приятия воспитываются дети в детском саду, расположенном в Ясной Поляне, об опыте работы которого рассказал Георгий Калабановский, заведующий отделом по работе с дошкольниками музея-усадьбы «Ясная Поляна». Здесь внимательно изучают и переосмысливают идеи педагогики Льва Толстого, которые не утратили актуальности и в наши дни. Основой взаимодействия между педагогами и воспитанниками является любовь и взаимное уважение.
Маргарита Николаевна Русецкая, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, рассказала о важности развития грамотной речи ребенка с самого раннего возраста, умения формулировать и высказывать свои мысли, без этих навыков ребенку будет крайне сложности добиться успеха в дальнейшей жизни.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Лариса Николаевна Тутова обратила внимание участников форума на необходимость приобщения дошкольников к традиционным культурным ценностям как основе духовно-нравственного и патриотического воспитания. «Это задача государственной важности», – подчеркнула докладчик.
Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Эльфия Минимулловна Дорофеева всегда в своих выступлениях поднимает самые острые проблемы дошкольного образования. Она напомнила, что еще на первом форуме «Ориентиры детства» были затронуты такие проблемы, как переполненность групп, высокая нагрузка на педагогов, объединение детских садов и школ, в результате которого дошкольным организациям уделяется второстепенное внимание. Чиновники стремятся оптимизировать дошкольное образование, повысить его качество и эффективность, но принятые ими законы только усугубляют проблемы. Почему так происходит? Основная причина в том, что законы принимают люди, далекие от дошкольного образования. На втором форуме «Ориентиры детства» было принято обращение к Президенту РФ, однако многие проблемы до сих пор остаются нерешенными. Как быть? Эльфия Миннимулловна выступила с предложением создать общественный совет по дошкольному образованию. Войти в него смогут все неравнодушные к проблемам дошкольного образования люди, готовые работать на общественных началах и отстаивать интересы дошкольников.
Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Николаевич Веракса представил результаты лонгитюдного исследования о связи специфики образовательной среды, в которой находится ребенок с его психическим развитием.
Ирина Ильинична Комарова познакомила участников форума с возможностями краеведения для развития дошкольников и воспитания любви к родному краю.
Форум продолжает работу
Участвуйте онлайн в работе Форума:
Ваша корзина пуста