ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Москва – Чирчик: векторы развития профессионального сотрудничества в области дошкольного образования

 В ходе Научно-практической конференции ЕССЕ-РЕГИОН Онлайн «Воспитание дошкольников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Центрально-Азиатского региона» прошел ряд важных деловых встреч представителей МПАДО с руководством и профессорско-преподавательским активом Чирчикского государственного педагогического института. На повестке – обсуждение форматов сотрудничества. В планах – реализация совместных образовательных и обучающих проектов, обмен практиками и научными исследованиями, встречи специалистов.

ПЕРЕГОВОРЫ С РЕКТОРОМ
Чирчикского государственного педагогического института


Г.И.Мухамедов, ректор Чирчикского педагогического института, доктор химических наук, заслуженный деятель науки

Ректор ЧГПИ Гафуржон Исроилович Мухамедов рассказал, что в республике порядка 10 000 специалистов дошкольного образования, которые нуждаются в программе повышения квалификации, однако сегодня существует острый дефицит кадров в области профильного «дошкольного» профессорско-преподавательского состава.

Руководству вуза удалось создать сплоченный, дееспособный, нацеленный на решение самых важных государственных задач коллектив, поэтому для смелых и амбициозных планов у ректора есть все основания. Если коротко, то это: обеспечение программы обучения студентов современными образовательными методиками, приглашение опытных преподавателей, формирование качественных полноценных курсов повышения квалификации и переподготовки, привлечение передового международного контента. Большое внимание ректор уделяет научной и исследовательской работе, ставит перед деканом дошкольного факультета задачи не только готовить конкурентоспособных молодых специалистов, но и наращивать число педагогической элиты, увеличивая объемы по программе защиты диссертаций. При институте уже создан свой детский сад как проектная площадка по отработке методик, в планах – строительство школы, обустройство уникальной зоны саморазвития для студентов и преподавателей. И все этот не мечты, а реальные планы.

Гафуржон Исроилович обозначил задачи, стоящие перед возглавляемым им институтом, которые практически полностью совпадают с программой развития МПАДО, поэтому участникам деловой встречи было легко найти общий язык и наметить совместные планы в области подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для дошкольных образовательных организаций, в проведении научных исследований, направленных на решение научно-методических задач по развитию педагогического образования, во внедрении передовых зарубежных педагогических технологий, создании учебно-методической литературы с учетом исторических достижений педагогической науки и опыта образовательных учреждений зарубежных стран.

Делегация МПАДО преподнесла ректору и педагогическому коллективу ЧГПИ инновационную программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», созданную с участием ведущих специалистов академии и издательства дошкольной литературы «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». Эта программа является наиболее востребованной и доказавшей высокий потенциал для развития и воспитания дошкольников: по ней работают более 80% процентов детских садов России. Проектор МПАДО И.И.Комарова рассказала также о полной линейке учебно-методических комплектах к Программе по всем направлениям развития ребенка, что дает воспитателям возможность работать творчески, используя огромный потенциал педагогических наработок. Ирина Комарова отметила, что УМК к программе проходят обязательную научную экспертизу в МПАДО и составляют важнейшее направление в деятельности издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».

Ректор и участвующие во встрече специалисты ЧГПИ высоко оценили представленный подход к разработке и подготовке методической литературы, курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов дошкольного образования и выразили надежду, что двустороннее сотрудничество будет продолжено и принесет несомненную пользу в области подготовки специалистов и в итоге будет способствовать повышению качества и эффективности дошкольного образования.

Стороны подтвердили готовность развивать сотрудничество в области педагогики и совместной реализации учебных и научных проектов, образовательного и научно-исследовательского процесса.

ВСТРЕЧА С ДЕКАНОМ
факультета дошкольного образованияЧирчикского государственного педагогического института

Директор по развитию МПАДО Анна Александровна Еланская встретилась с деканом факультета дошкольного образования ЧГПИ Кахрамоном Мадаминовичем Ибадулаевым, чтобы подробнее расспросить об организации учебного процесса и особенностях подготовки специалистов.

Кахрамон Мадаминович Ибадулаев – декан факультета дошкольного образования ЧГПИ

– Кахрамон Мадаминович, факультет дошкольного образования – самый молодой в университете. Почему его до сих пор не было и чем вызвано такое повышенное внимание к подготовке специалистов-дошкольников?

– Действительно, институт ведет свою историю с того времени, как наше государство стало независимым, а это значит, что Чирчикскому педагогическому институту уже более 30 лет. В нашем вузе более 18 000 студентов, которые обучаются по самым разным дисциплинам, однако только в ноябре прошлого года создан факультет дошкольного образования. Это решение – отражение политики государства. Наш президент высказал идею о необходимости повысить внимание к начальной ступени образования детей, а это означает, что следует не только строить новые дошкольные учреждения, но и готовить современные педагогические профессиональные кадры. У нас есть хорошие педагоги, психологи, но пока ощущается большой дефицит специалистов по дошкольному образованию. Времена меняются, поэтому меняется и менталитет общества, а вместе с ним – требования к воспитателям детского сада.

– Воспитание дошкольников – это задача не только и не столько педагогическая. Ее невозможно решить без поддержки семьи. И очень важно, чтобы родители разделяли те ценности, которые прививаются в детском саду и формируют личность ребенка.

– Да, это очень точная постановка проблемы. Найти общий язык с родителями – на самом деле очень большая проблема. Сегодня люди хотят просто хорошо жить, не прилагая к этому особых усилий. Семейные ценности утрачиваются, и это негативно влияет на детей. Это значит, надо работать с родителями. Мы недавно проводили пробный семинар с родителями наших студентов, оценили масштаб проблемы, которую нельзя ни игнорировать, ни обойти. Над ней надо работать.

– На конференции присутствовало много молодежи – ваших студентов. Какие они, будущие педагоги дошкольного образования Узбекистана?

– Хорошие у нас студенты. Очень старательные, внимательные, стремящиеся получить профессию, и главное – понимающие ответственность педагога перед всем обществом.

– Не могу не спросить о том, что удивило. Среди молодежи на конференции видела очень много юношей. Чем мотивированы будущие педагоги-мужчины?

– Эти ребята – студенты физкультурно-спортивного факультета. Пока наш менталитет не готов принять мужчин в качестве воспитателей детского сада, да и не секрет, что зарплата педагога-дошкольника недостаточно высокая. А мужчина должен гордиться своей работой и обеспечивать семью. Невысокий статус в общественном сознании пока не позволяет отнести профессию дошкольного педагога в разряд престижных, но мы будем стараться внести свой вклад в этом направлении.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее про ваш уникальный инновационный детский сад.

– Да, мы очень рады, что эта идея нашла отклик и понимание у руководства нашей страны и была реализована в очень короткие сроки. Теперь при институте есть необыкновенный детский сад, отвечающий всем запросам общества и системы образования сегодняшнего и даже завтрашнего дня. Но главное, что это не просто место, куда приводят почетных гостей или коллег для обмена опытом. Это наша вузовская научно-практическая лаборатория. Например, мы проводим такое исследование: к каждому ребенку прикрепляются пять студентов, каждый из них оценивает потенциал малыша и предлагает свою программу его индивидуальной траектории развития. Потом все мнения обсуждаются и принимается общее решение.

Знакомство делегации МПАДО с детским садом на базе Чирчикского педагогического института

– Это действительно очень интересный и полезный опыт. Такой подход к обучению и созданное между преподавателями и студентами единое сетевое профессиональное сообщество, нацеленное на результат, – прекрасная мотивация к саморазвитию будущих педагогов и получение ими, кроме знаний, мощного позитивного настроя, хорошего практического опыта и оптимального погружения в работу педагога-дошкольника.

Футбольная команда факультета дошкольного воспитания нацелена на победу

Студенческий конкурс рисунков «Мир глазами детей» дает прекрасную возможность для творческого самовыражения

Народные праздники учат будущих педагогов уважению к традициям, способствуют формированию нравственных ориентиров

ЗНАКОМСТВО
с аудиториями вуза и профессорско-педагогическим коллективом

Декан факультета педагогики ЧДПИ, доктор педагогических наук, профессор Усаров Жаббор Эшбекович пригласил представителей МПАДО на экскурсию по институту.

Декан факультета педагогики ЧДПИ Усаров Жаббор Эшбекович

Панно в административном корпусе Чирчикского педагогического института – собирательный образ педагогики как науки, на которой держится благополучие и прогресс человечества

В распоряжении студентов – объемные библиотечные фонды классической бумажной учебной и образовательной литературы; практически безграничные электронные ресурсы; оснащенные компьютерами рабочие места; опытные консультанты.


В институтской библиотеке созданы все условия для работы студентов

Для гостей была организована встреча с педагогическим коллективом кафедры, на которой участники обменялись впечатлениями о конференции и о вузе, поделились новыми идеями и планами.

Декан факультета педагогики Усаров Ж.Э. выступил с приветственной речью и познакомил делегацию Международной педагогической академии дошкольного образования с преподавательским составом факультета.

Встреча с преподавателями

В ответном слове проректор по научной работе Международной педагогической академии дошкольного образования, кандидат исторических наук Комарова Ирина Ильинична рассказала аудитории об особенностях деятельности МПАДО, программе курсов повышения квалификации, о проводимых мероприятиях для профессионального сообщества России и всего мира. Директор по развитию МПАДО Еланская Анна Александровна поделилась позитивными впечатлениями о встрече со студентами, тепло поблагодарила руководство института за поддержку конференции и доброжелательный прием, подчеркнула открытость, предрасположенность вуза к международному сотрудничеству. Главный специалист Республиканского центра социальной адаптации детей Чаброва Татьяна Левановна познакомила аудиторию со спецификой взаимодействия по направлению «Инклюзивное образование» и подчеркнула социальную значимость основной и инициативной проектной деятельности вуза. После встречи для делегации была проведена экскурсия для знакомства с научной деятельностью профессорско-преподавательского состава.

Убайда Юнусовна Файзиева – гордость узбекской системы образования

На стенах института – портреты классиков и авторитетных заслуженных деятелей педагогической науки и практики. Среди них участник конференции, одна из самых известных и уважаемых людей Узбекистана Убайда Юнусовна Файзиева – кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией инклюзивного образования Республиканского центра «Ташхис».

На кафедре общей педагогики в ожидании защиты – 5 научных работ

Ознакомление с достижениями кафедр «Педагогика и менеджмент» и «Психология»


Замечательная традиция факультета педагогики ЧГПИ: на одной стене – задачи, намеченные к выполнению, на другой – итоги.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Чаброва Татьяна Левановна, кандидат педагогических наук, главный специалист Республиканского центра социальной адаптации детей с особыми потребностями г. Ташкента, член Центрально-Азиатского альянса по работе с детьми с особыми потребностями, предложила МПАДО взаимно интересные формы взаимодействия для продолжения работы по эффективному обмену международным педагогическим опытом в парадигме Россия – Узбекистан – Кыргызстан.

Дружественный визит представителей Международной педагогической академии дошкольного образования в Чирчикский государственный педагогический институт завершен. Заложены прочные основы для долговременного плодотворного сотрудничества.

Анна Еланская

Фото автора и из архива ЧГПИ