ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Возможности и трудности образовательного процесса в режиме самоизоляции*

Волкова Татьяна Валерьевна – руководитель образовательных и международных программ, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (Москва, Россия) 

Весной текущего года в связи распространением коронавирусной инфекции COVID 19 (Весной 2020 года Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) объявлена пандемия коронавирусной инфекции) находясь в режиме самоизоляции* педагоги, дети и родители оказались в новой образовательной ситуации, перешедшей в онлайн формат.

__________
* (в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

 

Первые две недели адаптации к новым социально-образовательным условиям общения в виртуальном формате были наиболее сложными для всех участников нового образовательного процесса, в котором не обошлось без определенных трудностей, связанных как с активным применением компьютера, так и с самой нестандартной образовательной ситуацией в целом. 

_________
** В статье использованы фотографии 
ГБОУ города Москвы "Школа № 1529 имени А.С. Грибоедова"

Выявленные трудности перехода образовательного процесса на онлайн-формат

  • Психоэмоциональный и социально-психологический аспекты;
  • Социально-экономические (финансовые) аспекты;
  • Учет психофизиологических закономерностей и особенностей развития, возрастных возможностей детей;
  • Соблюдение гигиенических требований к работе с использованием компьютера
  • Технологии и методики преподавания в онлайн формате;
  • Уровень навыков владения компьютером (как у детей, так у взрослых);
  • Техническое сбои;
  • Учет рисков негативного влияния онлайн-образования на здоровье детей;
  • Адекватность и целесообразность учебной нагрузки в формате онлайн-образования. 


Мнение родителей и педагогов:

– С утра до вечера сидим на образовательной платформе, дистанционное обучение-это для меня дополнительный стресс, прихожу в себя потом и начинаю делать домашние дела, сайт виснет, детям предметы не объясняют толком, всё (отдано) на самоизучение;

– У нас ситуация следующая – мы на даче. Дистанционно мучается старшая дочь, потому что виснет платформа Zoom, тяжело воспринимать информацию с шумом и гамом, и потому что все дома расслаблены – внутренней дисциплины нет. А у нее 7 класс. У младшего (начальная школа) сегодня в 10.30 пробный дистанционный урок – посмотрим, что у него будет;

– Вот как это происходит (в онлайн режиме), очень плохо – «фонит», когда дети начинают разговаривать. Наша учительница предложила завтра отключить у всех звук, ответы дети будут по математике показывать в виде карточек с цифрами;

– Самое ужасное, когда детей двое и у каждого в одно и тоже время онлайн. Нужно два гаджета, две изолированные комнаты и отсутствие родителей у старших, а у младших обязательное их (родителей) присутствие, потому что я, например, как можно дольше отсрочила обучение и умение работать с компьютером у семилетнего ребенка из соображений здоровья;

– У старшей дочки сегодня онлайн английский, потом на час был перерыв в соответствии с расписанием, потом алгебра, следом литра, и последним французский (7 урок);

– Все «висят» на Zoom, а он не выдерживает, а еще мои дети занимаются на фортепиано два раза в неделю по 45 минут по мобильному приложению. Музыку нельзя по гаджетам изучать. Наша преподаватель на нервах – старшая дочка выпускаться должна, а младший, первоклассник, их тоже тестируют – потому что со 2-го класса музыкальная школа делится на пятилетнее обучение или восьмилетние, в зависимости как ты проучился в 1 классе;

– Я, честно, нахожусь в нервном состоянии пытаясь все подключить, потому что гаджеты «выпадают»;

– Это очень тяжко. Кстати, то что они на уроках (в школе) за 45 минут делают – мы часами;

– Сегодня урок прошел очень хорошо, «не фонило». Получилось так: в 9.30 до 10.10 русский язык онлайн – каждые 10 минут – делали разминки, убрали звук у всех и стало лучше слышно. Затем на платформе «Учи.ру» сказали, что надо слушать и делать, но не принципиально в какое время – 11.00 – 11.20 – окружающий мир, 12.00 – 12.20 – русский яз. И вот уже было видно, что ребенок утомился. 14.00 – 14.30 – онлайн занятие с логопедом. На сегодня все;

– Логопед сказала – работа на 30 процентов вместо 100 выходит, звук плывет, отстает. То есть там, где фонетика, звук имеет огромное значение – это невозможно;

– Плюс не все учителя владеют техникой, и я не ас, вынуждены овладевать;

– Дочка (начальная школа) хуже переносит самоизоляцию. Она хочет гулять.
И совсем не хочет так заниматься. Правда им не очень много задают. По одному предмету в день. Сейчас начали давать видеоуроки на платформе Zoom. Не очень удобно всё зависает, сама ещё не может настроить. Маму ко времени привязывают. Раньше давали задание и когда хочешь делаешь, т.е. когда удобно. А тут надо четко по времени на связь выходить. Но если что-то не получается, учитель не ругается. Всё вполне прилично. Только вот замотивировать дочку на такие уроки не получается. 


Компьютер: возможности и риски

Безусловно, хорошо, когда ребенок с компьютером «на ты», ему легче раскрыть себя и выбрать стратегию поведения или самообучения.

К позитивным результатам общения с компьютером можно отнести формирование деловой мотивации, совершенствование логического, оперативного мышления, умения прогнозировать. Кроме того, компьютер располагает большим набором изобразительных средств, способствует развитию художественно-конструкторских способностей и пространственных представлений. Сейчас создано немало увлекательнейших программ с развивающими играми, составленными с учетом возраста, индивидуальных возможностей и личностных наклонностей детей.

Программы обучающего характера позволяют развивать у ребенка абстрактное, логическое мышление. Они дают ему возможность менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться разным по уровню сложности материалом и разнообразными видами компьютерной помощи.

Компьютерные обучающие системы в состоянии обеспечить контроль и управление учебным процессом, строя динамическую модель обучения конкретного учащегося с учетом личностных особенностей его мышления, памяти, восприятия и понимания текста. Одновременно с этим компьютер помогает формировать такие качества, как аккуратность, точность, рационалистичность, организованность.

Однако длительная, ненормированная работа за компьютером ведет к нарушению зрения. Негативное влияние на функциональное состояние организма может оказать и скорость движения объектов на экране монитора, и частота звуковых стимулов.

Работа за компьютером (даже в течение 10-15 минут)связана и с достаточно высоким эмоциональным напряжением, это интенсивная интеллектуальная нагрузка, требующая направленной концентрации внимания и работы без отвлечений.

Работа за компьютером сопровождается высоким статическим напряжением мышц, обеспечивающих относительное неподвижную позу, мышц руки, кисти, пальцев. Особое напряжение организма вызывает статическая поза, связанная с напряжением мышц плечевого пояса (шея, плечи, руки).

Необходимо отметить: чем младше ребёнок, тем быстрее наступает мышечное утомление, тем скорее он принимает позу, которая может привести к искривлению позвоночника и нарушению развития мышц.

В статичном напряженном положении, при необходимости более завышенной концентрации внимания, которое вынуждены соблюдать дети, сидя перед монитором в онлайн-режиме, утомление и перегрузка наступают быстрей. Подобные факторы могут ухудшать состояние ребенка и снижать его работоспособность.

Однако правильно организованная работа за компьютером имеет немало преимуществ, поскольку интересна, увлекательна, развивает творческие способности, внимание, память, мышление, моторные навыки, координацию движения, коммуникативные навыки у детей дошкольного и младшего школьного возраста, при помощи компьютера ребенку легче раскрыть себя и выбрать стратегию поведения или самообучения. 


Оптимизация процесса онлайн-образования

В начале апреля 2020 года Министерство просвещения Российской Федерации объявило о запуске нового портала для обучения школьников в дистанционном формате, созданного в помощь ученикам, учителям и родителям.

Портал «Моя школа в online» https://cifra.school/ содержит учебные материалы по каждому предмету по программе с 1-го по 11-й класс. Они предоставлены крупнейшими издательствами учебной литературы. Новая платформа даст возможность школьникам по всей России, в том числе не имеющим доступ к высокоскоростному интернету, пройти общеобразовательную программу в дистанционном режиме, позволит учителям и ученикам 1–11-х классов пользоваться качественными учебными материалами для самостоятельного обучения на дому. Материалы разработаны на базе учебников, входящих в федеральный перечень и соответствующих федеральному образовательному стандарту. Также предусмотрены обратная связь и круглосуточная методическая поддержка учителей, родителей и школьников.

«Эта платформа уже размещена в интернете. Она предоставляет бесплатный, беспрепятственный доступ к учебным материалам для самостоятельной работы в рамках школьной программы. Здесь всё разбито по дидактическим единицам и имеются соответствующие выдержки из учебников, по которым можно изучать материал», – рассказал глава Минпросвещения Сергей Кравцов.

Сергей Кравцов подчеркнул, что новая платформа поможет обеспечить обучение школьников в населённых пунктах, не охваченных высокоскоростным интернетом. В частности, необходимые ресурсы могут быть сохранены на устройствах учеников. Учебные материалы можно сохранить на компьютер, планшет, телефон или распечатать с устройства, файлами можно обмениваться с учителями и одноклассниками.

Каждую неделю в соответствии со школьной программой на портале будут появляться новые уроки. Кроме того, платформа поможет обеспечить обратную связь педагога с учениками и круглосуточную методическую поддержку учителей, родителей и школьников.

«Платформа будет совершенствоваться, появятся новые курсы. Главное – дать возможность школьникам обучаться по тем предметам, по той программе, которую они должны проходить сейчас. В зависимости от развития ситуации коллеги этот ресурс будут дополнять, и я думаю, что он будет востребован и в будущем», – подытожил министр. 

Также Министерство просвещения организовало горячие линии по вопросам работы в формате дистанционного обучения для директоров школ и региональных органов управления образованием, методической поддержки учителей и родителей, по вопросам среднего профессионального образования, для людей с ограниченными возможностями здоровья. https://edu.gov.ru/distance

В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общение педагогов с детьми с одной стороны сложней, с другой стороны больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагогов. Например, педагогический коллектив дошкольного отделения ГБОУ «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» разработали «Дневник дошкольников» на период самоизоляции, выстраивая индивидуальную онлайн-работу с детьми и родителями. Ребята подготовительных групп вместе со своими воспитателями встречаются в «классе» на интерактивной образовательной платформе «Учи.ру». Помимо онлайн-занятий, педагоги присылают родителям видео занятий, своих мастер-классов, тематические презентации. 

Литература

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А., Параничева Т.М., Филиппова Т.А., Макарова Л.В. Педагогическая физиология: учебное пособие / Под ред. М.М. Безруких – М.: ФОРУМ, 2013
  2. Сергей Кравцов сообщил о запуске онлайн-платформы для дистанционного обучения школьников // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edu.gov.ru/press/2309/sergey-kravcov-soobschil-o-zapuske-onlayn-platformy-dlya-distancionnogo-obucheniya-shkolnikov/
  3.  Леонова Л.А. Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 16 с. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10 лет).
  4. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004020025