ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Работа с родителями детей с ОВЗ в дистанционном формате

Сурова Ирина Александровна – педагог-психолог, ГБОУ города Москвы Школа 324 «Жар-птица», Корпус «Соловушка». Дошкольное отделение

В статье рассказывается о том, какие выбрать формы дистанционной работы с родителями детей ОВЗ. Подробнее рассказано о видео консультациях. как педагогу готовиться и как их организовать, чтобы это было качественно и интересно слушателям.

Сегодня весь мир, наша страна и все мы, оказались в нетипичной ситуации. И перед нами стоит задача: в новых условиях продолжить выполнять работу. Попробую изложить свой взгляд на то, как организовать дистанционную работу с родителями детей ОВЗ дошкольного возраста. Все мы знаем, дети ОВЗ нуждаются в систематической, непрерывной работе, только тогда количество и качество знаний будет увеличиваться. Хочу подчеркнуть, это не методические рекомендации и не руководство к действию, это размышления педагога. Я совсем не претендую на полное принятие своих взглядов по данному направлению работы, пытаюсь обобщить свой опыт и продолжить качественно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса.

У каждого педагога и специалиста, даже если мы работаем по единым программам, есть свой подчерк. Кто-то любит использовать больше наглядности, кто-то использует практико-ориентированные подходы в работе, т.е. креативный, творческий подход не запрещен. Думаю, что каждый из нас уже нашел для себя удобный способ организации дистанционной работы или находится в активном поиске. Это могут быть различные платформы, социальные сети, интернет ресурсы и т.д.

Дети, родители и педагоги оказались в ситуации, когда все вышли из зоны комфорта. Изменился привычный ритм жизнедеятельности, родители больше времени проводят с детьми. Для кого-то это стало новым опытом и испытанием одновременно. Да и нам, педагогам, приходится снова учиться – учиться переводить работу из оффлайн в онлайн.

Попробую рассуждать, как это можно сделать в короткие сроки и с небольшим наглядно-информационным запасом. Ведь многие из нас уходя на недельный срок карантина, не забирали все книги с программами занятий и все презентации из компьютеров, не предполагая, что карантин продлиться больше месяца. Подчеркну, я за то, чтобы использовать минимум времени и сил в новых условиях, но не забывать про качество выполняемой работы и получение обратной связи.

Для организации дистанционной работы с родителями детей ОВЗ дошкольного возраста необходимо соблюдать несколько условий:

1. Взаимодействие всех участников образовательного процесса. А именно: наличие желания взаимодействовать не только у педагога, но и у родителей. Эмоциональная вовлеченность педагога в новый процесс. Позитивное отношение всех к новым формам взаимодействия.

2. Наличие технических возможностей. Педагог и родители должны иметь возможность удобного удаленного взаимодействия. Это подразумевает наличие гаджетов, интернета и заранее выбранной платформы или ресурса, на котором будет проходить взаимодействие.

3. Систематизация материалов. Это кро­потливое, но вполне выполнимое условие работы. Педагогу необходимо изучить запросы родителей, и обобщив, создать электронный кейс материалов. Это могут быть подборки книг, конспектов занятий, игр, упражнений, интересных публикаций и т.д.

4. Определение формы и времени взаимодействия. Это самый энергозатратный для педагога пункт работы. Крайне важно сохранить личностно-ориентированный подход, продумать формы взаимодействия – индивидуальное или малыми подгруппами. Не стоит одновременно всех обучать, нужно дифференцировать время и формы в зависимости от условий и потребностей участников.

Рассмотрев условия организации дистанционной работы с родителями, я хочу остановиться на этапах.

Я выделяю три основных этапа при переходе работы педагога из режима оффлайн в онлайн:

• Подготовительный

• Основной

• Итоговое сопровождение

Рассмотрим подробнее каждый этап.

Подготовительный этап. Итак, на первом подготовительном этапе, педагогу важно изучить опыт работы других специалистов. Не секрет, что в последнее время появилось много индивидуальных и корпоративных предложений по работе со школьниками и дошкольниками в дистанционном режиме. Необходимо обобщить этот опыт и выбрать оптимально комфортный и конструктивный вариант для вас.

Определить направления работы исходя из запроса родителей. И тут важно не переусердствовать, не засыпать родителей потоком информации, и не усадить ребенка за компьютер, чтобы он делал много заданий. Во всем должна быть мера. Нужно помнить и понимать, что родители могут удаленно работать и у них не так много времени, чтобы читать или слушать большие послания от педагога. Выбор направления взаимодействия должен быть удобен всем участникам.

Мотивирование всех участников на взаимодействие. Вот тут педагогу придется проявить свои креативные способности. И ограничений, пожалуй, по выбору форм, не так уж и много. Главное – делать интересно и с полной самоотдачей, а результат будет обязательно. Как вариант, хочу предложить анонсирование видов работы с указанием даты, времени эфира и ожидаемого результата. А если предусмотрена практическая деятельность, то стоит указать, какие подготовить материалы для ее осуществления.

Основной этап работы строится на тех видах взаимодействия, которые участники выбрали. Это в первую очередь консультирование родителей по насущным и актуальным для них вопросам. На этом этапе педагог может осуществлять поддержку и оказывать информационно-практическую помощь родителям. Рассказывать о том, как организовать занятие с ребенком дома, в какие игры лучше поиграть и как не допустить пресыщения от общения друг с другом. Научить родителей контейнировать свои эмоции и сохранять себя в балансе. И многое другое. Важное условие этого этапа – поддержание желания взаимодействовать. Не получение разовой консультативной помощи от специалиста, а сохранение желания быть на связи.

И наконец, третий этап – итоговое сопровождение. Он является продолжением предыдущих двух. Основная роль этого этапа заключается в получении обратной связи от участников взаимодействия. Без обратной связи невозможно выстроить коммуникативное взаимодействие. В добавление, это усиливает эмоциональный отклик и закрепляет положительный результат проводимой работы. И еще, простраивание следующего взаимодействия должно осуществляться с опорой на результаты предыдущего. Так будет выполняться принцип преемственности и системности работы.

Основное при выборе формы дистанционной работы с родителями – учет индивидуальных возможностей и запроса каждой семьи. Понимание зоны активного восприятия и готовности к взаимодействию.

Ведущим и реально осуществимым в короткие сроки направлением работы считаю – консультации. Варианты консультативной работы педагога с родителями детей ОВЗ в дистанционном формате могут быть: беседы с родителями, ответы на вопросы, буклеты с интересной информацией, презентации по различным темам, видеоконсультации.

Видеоконсультации педагог может проводить в прямом эфире или делать запись и выкладывать ссылку для просмотра родителями. Это достаточно удобно. Родители могут в удобное для них время и с любого устройства просматривать видеоконсультации. Формат может быть различный от традиционно-делового до сказочно-аллегорического. Фантазия и возможности – технические и артистические – придутся только в помощь. После того, как запись консультации будет сделана, можно смонтировать ее с фотографиями, наложить музыку, чтобы видеоконсультация была похожа на маленькую историю, который педагог эмоционально и не нравоучительно рассказывает слушателю. По длительности такие консультации лучше не делать больше 15 минут. Иначе, тяжело запомнить все увиденное и услышанное. Если информации много, можно разделить ее на несколько частей и записать еще одну консультацию.

Такие консультации можно смотреть всей семьей. И всем будет интересно!

Желаю всем успехов!