Абдуллаева Исли Фильядиновна, МАОУ Видновская СОШ № 9 (дошкольное отделение), г. Видное, Московская область, lesnayaskazka-7@mail.ru
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а также познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических и коммуникативных способностей. Обучению дошкольников началам математике в настоящее время отводится важное место.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, отношениях между ними, геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко детям младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д.)
В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними.
Легоконструирование предполагает современные методы подготовки детей к школе. Оно объединяет элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы – анализ, классификация.
В своей работе мы успешно используем цветные палочки бельгийского математика Кюизенера. Палочки доступны для работы с детьми от 3-х лет. Они интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве и времени.
Математика – это наука с собственным языком.
Во время непосредственно образовательной деятельности по фэмп формируем у детей словарь математических терминов и, кроме того, создаем специальную речевую среду, дающую детям образцы речи (речь воспитателя, художественное слово) и позволяющую развивать собственную.
Для формирования связной речи широко используем такие приемы:
Таким образом, изучение математики для дошкольников служит развитию речи, включающее формирование умения слушать, связно и доказательно говорить.
Для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах, телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.
Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки, сказки и др.
Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).
Мы используем следующие формы народного фольклора и художественного слова с математическим содержанием:
Продуктивная деятельность не обходится без математики. Это:
В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. В процессе всех физкультурных занятий дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или распознать, где левая сторона, а где правая и т.д. Необходимо учить сравнивать предметы по величине (дуги, мячи, ленты и др.), побуждать детей считать движения в процессе выполнения упражнений, предлагать считать упражнения, определять, сколько раз его выполнил тот или другой ребенок, находить предметы указанной формы.
Стимулировать двигательную активность детей можно на занятиях-путешествиях, в ходе физкультурно-математических праздников и конкурсов, которые проводятся в подвижной форме. В ходе занятий по математике разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление. Комплексные занятия организованы так, что дети в основном не сидят за столами, а находятся в движении и через комплексные задания постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира. На занятиях такого типа обучение математике органически сочетается с движениями.
Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающем мире.
Поэтому, играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, активно внедряем элементы математики. Как это сделать?
Используем мультфильмы и обучающие видео для детей. Герои сказок и мультиков разговаривают на одном языке с детьми. Никто и ничто не сможет так быстро и надежно донести до ребенка информацию, как это делают мультфильмы.
Дети любят всё яркое и красочное, и мультики удовлетворяют эту их потребность сполна. Мультфильмы рождают в голове малышей образы, оставляют в душе место для фантазий и домыслов. И очень сильно действуют на подсознание малышей. Мультфильмы – это информация.
Ваша корзина пуста